Переиздание - дополненное, расширенное, снабженное еще огромным количеством любопытнейших деталей и уточнений, - постоянно событие приятное. В особенности ежели идет речь о книжке 1-го из основных джазовых критиков, меломана, коллекционера и издателя журнальчика «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова. Беря во внимание неповторимую дотошность и щепетильность создателя во всем, вплоть до мелких деталей, можно не боясь утверждать, что переиздание «Блюза. Введение в историю» случилось очевидно по той причине, что неугомонный создатель нашел еще что-то ценное в истории жанра. Рассказчик Мошков - искрометный!
С первых же страничек, на которых излагается, казалось бы, кислая предыстория жанра, невольно ловишь себя на мысли, что попал под некий неведомый ритм. Ну что быть может увлекательного в описаниях смешения групп рабов, беседующих на языках волоф, мбунду, йоруба, и подробностях лабильных тонов? В исследовании темпа, построенного на взмахе топора, молота, опускающегося на рельсовый костыль, и гребке весла? Не говоря уж о следующем анализе аспектов сегрегации. Оказывается, может. Так как блюз с этого начался, и с этого он обязательно должен начаться у Мошкова.
Фактически сходу читателя обхватывает чувство, схожее на то, что возникает при первом прочтении «Властелина колец»: чувство, что создатель однозначно являлся конкретным очевидцем происходящего. Естественно, москвич Кирилл Мошков не мог вкалывать на строительстве стальных дорог и сборе хлопка, махать лопатой на возведении дамбы на Миссисипи и резать тростник на плантациях, но каким-то немыслимым образом он умудряется достигнуть эффекта присутствия, в общем, нетипичного для документального повествования. Несколько 10-ов английских томов библиографии, приведенной в конце книжки, картину мошковских путешествий также не проясняют. Ответ по сути прост: создатель беззаветно влюблен в свою тему, и конкретно на данной нам любви базируется большой пласт собранной им интереснейшей инфы.
Совершенно не принципиально, отличаете ли вы Роберта Джонсона от Лонни Джонсона, и слышали ли песню That's No Way To Get Away Роберта Уилкса, побудившую Led Zeppelin к созданию их Poor Tom. Известны ли для вас имена Блайнда Лемона Джефферсона, Ти Боуна Уокера либо даже Бесси Смит. Можете ли вы отличить по звучанию delta blues от texas blues и понимаете ли, что такое «ритм вприпрыжку», которым славились музыканты из Пидмонта, в свою очередь, повлиявшие на коллег из Чикаго, чьими пластинками потом заслушивалась пара английских подростков по имени Мик Джаггер и Кит Ричардс. Всю ответственность за ваш удобство на этом маршруте на себя берет Мошков, удерживающий внимание читателя прочно, как гитару во время качественного соло.
История блюза у него не исчерпывается детализированным описанием аспектов каждого блюзового направления. Музыкальная промышленность, развивающаяся параллельно с блюзом, представлена в не наименьшем объеме и с не наименьшей степенью увлекательности. История первой «черной» блюзовой конторы Black Swan Records, берущей начало в то время, когда основой музыкального бизнеса являлась продажа нотных сборников, и закрывшаяся из-за начала массового коммерческого радиовещания. Развенчивание мифа вокруг первой записи юного шофера грузовика по имени Элвис Пресли, типо записавшего собственный хит в подарок на день рождения маме и - здесь же попавшемуся на глаза главе студии Sun Records Сэму Филлипсу. Умопомрачительный и красивый взлет лейбла Chess Records Леонарда и Фила Чессов, подарившего миру записи Мадди Уотерса, Хаулина Вульфа, Уилли Диксона, Бо Диддли, и - плачущие под бензопилой перед отправкой на переплавку 250 тыс. не нашедших собственных покупателей хрупких виниловых пластинок.
Блюзмены на страничках данной для нас умопомрачительной истории отыскивают свое звучание, экспериментируя с «открытым» гитарным строем, и спорят о равнозначности гитарного и фортепианного блюза. Путешествуют, голодают, отыскивают, погибают и воскресают в новеньком звучании. Черно-белая книжная история блюза равномерно обретает цвет и получает логическое продолжение. Не напрасно же конкретно в позабытых, старенькых, чувственных блюзовых записях начала и середины века черпают вдохновение ребята вроде Джека Уайта, плавненько выводящие из кризиса запутавшуюся в сети бездушных технологий современную музыку.