19 мая в Концертном зале имени Чайковского состоится концерт дуэта Two Siberians («Два сибиряка») при участии южноамериканского вокалиста Мэтта Альбера и квартета виолончелистов Cello Street.
«Два Сибиряка» - гитарист Юрий Матвеев и скрипач Антон Якушенко - возникли в Москве 10 годов назад под заглавием «Белый острог» и поразили как клубную, так и академическую публику инструментальным мастерством и обезумевшой энергией. Начав активную деятельность в России, дуэт потом отправился в США, не переставая записывать музыку к российским спектаклям, балетам и фильмам. Сейчас дуэт возвратился, чтоб презентовать свою новейшую работу Two Suites. Накануне концерта Юрий Матвеев поговорил с корреспондентом «Известий».
- Возвращение - процесс непростой?
- Для нас совершенно не непростой. Так как «Белым острогом» мы были и по сути остались. А Two Siberians нас называли в Америке, еще до того, как это стало нашим официальным заглавием. Потому к двойному осознанию «Белый острог»/ Two Siberians, быть может, кому-то необходимо привыкнуть. Отрадно от возвращения домой, на родину, к своим. Ежели какие-то житейские трудности, так они везде есть, как и радости. Возвращение в Штаты, либо в Россию, либо в всякую другую страну - какая, в общем, разница?
- Фактически все российские артисты, попробовавшие работать в Штатах, в один глас говорят, что они там не необходимы. У группы, работающей в жанре world music, шансов больше?
- Всё это чрезвычайно относительно. Кому они не необходимы? Быть может, большому шоу-бизнесу? Ему вообщем не много кто нужен, и мы в том числе. Так как даже к world music нас не причислить. С одной стороны, в рамках рекорд-лейблов наш жанр тяжело классифицировать, с иной - мы удачно выступаем и на рок-, и на джаз-, и на world music-, и даже на кантри-фестивалях. В хоть какой стране есть какое-то количество слушателей, которым мы увлекательны.
- Как вы отважились на переезд в США, были ли какие-то выработки либо всё строились на чисто сибирской удали?
- У нас была визитка южноамериканского менеджера, мы позвонили ему и произнесли, что желаем приехать в Нью-Йорк. Он спросил, для чего, а мы ответили: «Потому что в Иркутске не дают 'Грэмми'. Он произнес: 'Ваши амбиции мне нравятся! Приезжайте'. В Штатах у нас был 'ознакомительный' год, в течении которого мы фактически не выступали, лишь репетировали, записывали демо, обучались, каждый день прогуливались на концерты самых наилучших исполнителей. Лишь опосля года пребывания мы подписали договор и начали выступать.
Когда у нас возникли трудности с средствами, наш менеджер Дарил Питт вымыслил чрезвычайно увлекательный ход: он купил разрешение играться на Таймс-сквер в Манхеттене. Мы игрались некоторое количество дней по 11 часов, продали 4 тыс. компакт-дисков. В один прекрасный момент мужчины с MTV, чей кабинет находился рядом, вышли нас слушать, а заодно и сняли сюжет. Канадское телевидение сделало получасовой кинофильм, и его проявили в перерыве футбольного матча.
После чего всё закрутилось. Мы подписали договор с джазовым лейблом и выпустили альбом Out Of Nowhere. В записи приняли роль именитый саксофонист Майкл Брекер, перкуссионист Мино Синелу (соратник Стинга и Майлза Дэвиса), именитый бас-гитарист Ришар Бона и даже детский хор Нью-Йорка.
- На данный момент, во время кризиса рок- и поп-музыки, может ли быть нужен незапятнанный инструментальный жанр?
- Трудно огласить. Вообщем энтузиазм к инструментальной музыке падает, но, мне кажется, эта ситуация временная. Вспомните, как в 1990-х все рок-музыканты резко полюбили стиль Unplugged и начали 'выключать' свои инструменты, очень употреблять акустическое звучание. На данный момент люди напичканы жужжанием из множества источников и опять тянутся к живой музыке. Перспективы здесь точно есть.
Нашу музыку активно крутили на почти всех радиостанциях в Штатах, а в России есть такое увлекательное слово 'неформат'. Я даже не знаю, что под сиим имеется в виду. Правда, несколько станций вроде радио Classic и 'Радио Джаз' нашу музыку брали, но это было издавна, а для остальных мы 'неформат'. В чем причина отказа - необходимо спрашивать хозяев и редакторов этих радиокомпаний. Может, нужно ожидать, когда в России откроют станцию, для которой мы будем форматны?
- Сильно ли различается готовность публики к вашей музыке тут и в Штатах?
- Для меня никакой принципиальной различия нет. Нас слушать приходят и мелкие малыши, и чрезвычайно взрослые люди. Мы игрались в зале Санкт-Петербургской гос капеллы, где играют лишь классику, а скоро на Ледовой арене 'разогревали' хеви-метал-группу. Публика к таковой музыке, как выясняется, готова везде.