Выставка современное искусство
«В 2007 году мой двоюродный брат отправился в Россию на заработки. Через год его уничтожили в Москве. Это вышло вечерком. Группа юных людей напала на него. Они избили его и нанесли удары ножиком. На этом месте он скончался»,-- ведает российский участник проекта «Exhibit B» Илхамжан Абдухаров, рабочий из Киргизии, приехавший в Москву. Его история совместно с рассказами остальных участников проекта написана на белоснежной табличке в крайнем зале выставки. Таковых, как двоюродный брат Илхамжана, в Москве много. По статистике за прошедший год, в России в итоге конфликтов на расовой почве погибло 20 человек, а больше 170 были ранены. Но идеальнее всего о отношении россиян к приезжим говорит Гугл: ежели вбить в строчку поиска «статистика убийства мигрантов», первой ссылкой система выдаст «каждое 5-ое убийство совершают мигранты».
В выставке Илхамжан участвует в качестве экспоната, а конкретно как «Найденный объект N2», снабженный придуманными, но полностью реалистичными анкетными данными. Сейчас он - киргизский беженец Айбек Назаров, не считая этого зритель выяснит, что Айбек живет в Капотне, у него есть супруга и двое малышей. Беря во внимание, что Айбек приехал в Москву из городка Ош в 2010 году, предположительно, он спасался от последствий киргизской гражданской войны, начавшейся в апреле 2010 года. Правда, о причинах его переезда зрители не выяснят, так как это выходит за рамки сухих данных, схожих на характеристику вещи в магазине. Недочет сведений превращает живого человека в предмет, другими словами часть выставки, воспроизводящей «человеческий зоопарк»,-- популярное колониальное развлечение.
«Найденный объект N2» размещен рядом с установкой, посвященной наказанию рабов в Голландии в XVIII веке,-- натюрмортом с фруктами, из которого вылезает раб в металлическом наморднике, как будто взятом из реквизита к кинофильму Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». В подписи - рассказ о том, как наказывали провинившихся невольников, достойный оскароносного сценария Тарантино, но, в отличие от него, все таки настоящий, как и, например, история о женщинах в германских концлагерях в юго-западной Африке. Они должны были варить головы собственных погибших соплеменников и отскабливать их стеклом.
Выставка дает очень полную и красочную ретроспективу подавления темнокожих с перевоплощением их в экспонаты какого-либо музея, материал для исследовательского института либо часть домашней обстановки. Рабство не было экзотикой - отскобленные африканскими дамами черепа отчаливали в германские лаборатории, где использовались для подтверждения расовой теории, раб непревзойденно смешивался с натюрмортом с фруктами в гостиной, а странноватая форма тела девушки из африканского племени, выставленной в Английском музее, вызывала восхищение публики.
Красочность сослужила «Exhibit B» дурную службу в Великобритании, где проводившей ее галерее Barbican пришлось закрыть экспозицию из-за бессчетных протестов. В петиции, призывающей прекратить выставку, говорилось: «Я желаю, чтоб мои детки росли в мире, где то, что пришлось пережить их предкам, осталось в прошедшем. Мы прошли длиннющий путь со времен гротескного людского зоопарка, нам не надо к нему возвращаться». Столичное открытие, правда, обошлось без митингов и петиций. Беря во внимание, что Москва - город с одним из самых больших уровней угрозы для мигрантов, по исследованию Центра исследования государственных конфликтов, это даже незначительно удивительно. Тем паче что «Найденные объекты», изготовленные Бретом Бейли специально для российской выставки, единственные отражают современную ситуацию в раздельно взятой стране, а не размышляют о жестокости к другим в европейской культуре прошедшего.