В Москве пройдет фестиваль ранешних кинофильмов Альфреда Хичкока

Ранешний Хичкок - это означает неизвестный Хичкок. Для России - уж точно. В России знают, и то немногие киноманы, разве что самые именитые его картины - «Головокружение», «Психо», «Птицы»… Английский период профессионалы - фактически в зоне невидимости.

Россия, можно огласить, Хичкока поморгала. Поначалу он был в СССР запретным плодом. А когда его киноленты попали к нам, наилучшее в мире «Vertigo» («Головокружение») восприняли как «старое кино». На зрителей постсоветской России Хичкок обрушился вдруг - вкупе с Ниагарой добротных и нехороших, великих и жалких кинофильмов, сделанных за стальным занавесом в течение десятилетий. До этого о нем лишь слышали - читали в статьях немногих русских критиков, которым было поручено выезжать на Запад и там «наблюдать тигра в естественной среде». Чтоб позже докладывать в газетах, что в финале «Волос» Формана америкосы забавно поют и пляшут на могилах павших, а некоторый Хичкок - создатель растленных хорроров - скатился до антисоветизма. На экраны СССР допускалось 5-6 американских кинофильмов в год - режиссеров, которых русский официоз назвал прогрессивными. Хичкок засветился на афишах лишь в один прекрасный момент - с детективом «В случае убийства набирайте М». От его наилучших картин публика была накрепко отгорожена: «Непоследовательность, а тотчас и реакционность его политических взглядов, нрав его убеждений, сложившихся под влиянием католицизма, придавали почти всем его произведениям отчетливый консервативно-охранительный характер» - писал о Хичкоке Кинословарь 1986 года, единственная доступная русским зрителям киноэнциклопедия тех лет.

Даже на «закрытых просмотрах» для профессионалов его киноленты практически не демонстрировали: для высоколобых киноведов они были очень попсовы, к массовым веселительным жанрам относились с пренебрежением. Его опыт казался чуждым способу «социалистического реализма», фрейдистские мотивы его картин - лженаучными. Потому школа хичкоковского психического саспенса, оплодотворившая мировой киноязык, тут прошла практически незамеченной, и российское кино долго сохраняло расслабленную ритмическую бесформенность: щекотать зрителям нервишки числилось занятием недостойным. Даже определений таковых не было - триллер, саспенс: триллеры русского эталона назывались «остросюжетным кино», а редкие эталоны мощных переживаний доходили до СССР во французском соц варианте - в кинофильме «Плата за страх» Клузо.

Ежели саспенс все-же проникал в русское кино, то в облагороженном виде артхауса - в «Сталкере» и «Солярисе» Андрея Тарковского, интуитивно проницательного к мировым художественным тенденциям. Тарковский один из немногих употреблял популярный жанр фэнтези для кинофильмов, которые не назовешь развлечением, и ему пригодилось это умение сделать на экране атмосферу гнетущей напряженности практически из ничего - операторских ракурсов, света, звука и ритма. Хотя, по свидетельству известного киноведа Владимира Дмитриева, к творчеству создателя «Психо» создатель «Зеркала» относился сдержанно. Можно отыскать следы интуитивно постигнутого хичкоковского способа в триллерах Владимира Хотиненко «Макаров» либо «72 метра», где саспенс - один из принципиальных и действенных приемов.

Конкретно эти режиссеры подготовили российского зрителя к суровому, не прагматичному освоению «запретного жанра» и возможности не находить в нем лишь прогрессивную социальную задачку, а считывать художественные смыслы. И когда вкупе с миллионами кассет VHS, нелегально заполонивших русский видеорынок на пороге 90-х, на головы публики прямо в комплекте упали более именитые киноленты Альфреда Хичкока, зрители входили в этот пугающий психоделический мир, уже ведомые опытным «сталкером». Вообщем, истоки этого мира им и сейчас неопознаны, и ранешний Хичкок - создатель мелодраматических историй, еще не заставлявших зрителей хвататься за ручки кресел, - может быть, почти всем покажется каким-то совершенно остальным режиссером.

А по сути Россия Хичкока проморгала, в сознании массового зрителя он не мог занять то место, какое занимал в мире, - режиссера культового. Он тут сходу стал достоянием артхаусных залов и личных видеоколлекций. К моменту его пришествия в Россию выпестованный им саспенс стал общим местом западных триллеров, и чтоб испугать зрителя, необходимы были наиболее грубые приемы и средства. Общее и «элитарное» кино в России стали враждебны друг дружке, в проф кинокругах восторжествовал снобизм. Школа Хичкока формально почиталась, но перебежала в разряд музейных, для бытоподобного кино чересчур условных: в ней «слишком много искусства». Режиссер Александр Сокуров, например, принципиально отрицает манипуляцию зрительскими чувствами - и, стало быть, отрицает Хичкока. Но, очевидно, Хичкок сейчас частый гость на TV, его демонстрируют студентам киновузов, а Владимир Хотиненко сказал обозревателю «РГ», что дает своим ученикам задание выстроить на саспенсе учебный киноэтюд. «Такие задания сейчас приняты везде?» - спросил я создателя «Макарова» и «Мусульманина». «Это мое ноу-хау!» - гордо ответил он.

Фестиваль в Москве так и именуется: «Девять неизвестных». В течение 9 дней в столичном Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» на Берсеньевской набережной будут показаны немые киноленты Хичкока, снятые практически век назад - в 20-е годы ХХ века. Обещают, что сеансы пройдут под живую музыку английских композиторов, которые взялись передать атмосферу ранешних работ профессионалы. Уже в этих фильмах, сделанных меж 1925 и 1929 годами, можно ощутить фирменные черты грядущего «гения саспенса», заставлявшего поколения зрителей в страхе затаить дыхание.

Все киноленты реставрированы Английским киноинститутом при помощи новейших цифровых технологий и, на самом деле, переживают 2-ое рождение: глазу раскрывается даже то, что стерла пожухлая от времени кинопленка. В процессе восстановления использовались негативы, хранящиеся в Английском киноинституте, также материалы остальных глобальных киноархивов. И сейчас москвичи сумеют в первый раз поглядеть киноленты «Сад наслаждений», «Жилец: история английского тумана», «По наклонной плоскости», «Легкое поведение», «Ринг», «Жена фермера», «Шампанское», «Человек с острова Мэн» и «Шантаж».

Все это необычно интересно. Например, дебютная лента Хичкока «Сад наслаждений» 1925 года - мелодраматическая история о танцовщице из кордебалета; тут режиссер в первый раз применил ручное раскрашивание кадра, которое было бережно восстановлено при реставрации.

В «Жильце…» уже видны проблески грядущего саспенса: это загадка, которой необходимо раскусить героине, влюбленной в серийного убийцу. Подозреваемого играет кумир тогдашней публики Айвор Новелло.

«Ринг», где Хичкок выступил к тому же сценаристом, - история 2-ух боксеров, соперничающих из-за возлюбленной обоими дамы.

Драма «По наклонной плоскости» - очередной пример раскрашенного вручную кино. Это кинофильм о разведенной красотке, которая пробует утаить от новейшего супруга свое скандальное прошедшее, и в нем опять играет Новелло.

Картина 1928 года «Легкое поведение» вообщем была под опасностью исчезновения: несколько полуистлевших 16-мм копий не давали о ней никакого представления, и возникновение цифрового варианта кинофильма стало его новейшей премьерой.

«Жена фермера» и «Шампанское» - редкие эталоны хичкоковской комедии. Первую Франсуа Трюффо именовал комедийным триллером: разборчивый вдовец не замечает сокровище у себя под носом. Во 2-ой вздорная дочка желает бежать от папаши к жениху, но у папы есть от лишней самостоятельности свое противоядие.

«Человек с острова Мэн» - крайняя немая лента Хичкока, и считается самой зрелой из его ранешних работ.

А «Шантаж», снятый в том же 1929 году, стал и первой его звуковой картиной. Вообщем, тогда еще немногие кинозалы были оборудованы звуковой аппаратурой, так что был изготовлен и немой вариант, который и будет представлен столичным зрителям.

Еще одна, десятая картина Хичкока «Горный орел» до этого времени считается утраченной, и поиски пока не дали результата.

#event#movie

Derdiz.ru © Шоу-бизнес и люди, события культуры, знаменитости.