Наилучший - драма эстонского режиссера Ильмара Раага «Я не вернусь». Этот кинофильм сегодняшним в летнюю пору уже был показан и премирован на международном иваново-плесском «Зеркале», а тут участвует в програмке «Выборгский счет», которая содержит в себе, кроме главенствующего конкурса, к тому же остальные приметные киноленты года и где фаворитов выбирают зрители, голосующие надорванными листочками опосля каждого сеанса.
Не сомневаясь в честности счетной комиссии и надеясь на разборчивость выборгской публики, я предсказываю победу кинофильму Раага, вызывающему добрые чувства не одним только своим посылом, который посреди суровых людей принято именовать гуманистическим, да и художественным качеством истории, посыл содержащей и сочиненной Ярославой Пулинович, сейчас полностью удачной и даже престижной литературной дамой.
Это история на двоих: Аня - бывшая детдомовка, сейчас подающая филологические надежды исследовательница британской поэзии, Кристина - кроха из приюта с свещенной бабушкиной фото в жестяной коробке и мечтой добраться до живой бабушки в дальнем Казахстане. Дурной вариант разламывает жизнь Ане, принуждает ее сделать резкий выбор, который приводит к встрече с Кристиной, и то, что поначалу покажется Ане досадой, позже окажется ее судьбой. Это road movie про взросление, про то, как заразительна жестокость и как поздно доходят до наших мозгов и сердец нехитрые, но принципиальные вещи. Имя продюсера Сергея Сельянова в титрах соблазняет ассоциировать «Я не вернусь» с бодровскими «Сестрами», и я, поддаваясь этому соблазну, отдаю предпочтение кинофильму Раага: он крупнее и мощнее, хотя не без мелодраматических чрезмерностей, а основная его драгоценность - это малая девченка Вика Лобачева, которая совсем неописуемо великолепна и рядом с которой Полина Пушкарук, юная, но в театральных кругах уже обсуждаемая ученица Сергея Женовача, имеет вид, выскажемся так, не броский. В общем, мой искренний совет - отыскать возможность с фильмом Раага встретиться. Эта встреча не будет пустой, обещаю.
Прочее показанное в Выборге кино, сначала конкурсное, массивных эмоций не вызвало, но остается надежда, что положение исправят «На дне» Владимира Котта по обновленным мотивам Максима Горьковатого и «Зимы не будет» Ильи Демичева по собственному сценарию. Пока же малеханькой радостью стало обманутое плохое ожидание: повторная экранизация Ефимом Грибовым повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны» под неподходящим, а по теперешним временам и совсем двусмысленным заглавием «Вкус Америки» была, как выяснилось, не напрасным предприятием и может отдать фору первому освоению данной повести в режиссуре Владимира Фокина.
Попутно выборгская публика удостоверилась, что Семен Стругачев - не попросту смешной носатый мужчина из спектаклей театра Ленсовета и различных антреприз и даже не только лишь еврей Лева из саги про индивидуальности государственных охоты с рыбалкой, а драматический актер суровых способностей. И ежели на этом основании его премируют в Выборге за топовую мужскую роль, будет совершенно хорошо, пусть даже кому-то в таком выборе и почудится аванс.
Не думаю, что идентичные наградные шансы есть у кинофильма полностью - он все таки мучается монотонностью. Но лучше уж таковая скукотища, чем развлечение вроде «Пассажира из Сан-Франциско», которое по формальным признаком является авторским кино (сценарист, режиссер, композитор - Анатолий Бальчев в одном, до этого неизвестном мне лице), а на самом деле - высокоградусный гибрид немощного кооперативного кинопроизводства ранешних 90-х
с русской агиткой поздних 70-х про их характеры. С какой целью прибыл этот «Пассажир» в Выборг, некогда прошедший испытание говорухинской «Пассажиркой», осознать достаточно проблемно.