Лондон, близкое будущее. Великий город перевоплотился в броский, фантасмагорический карнавал. Все тут периливается и искрится всеми цветами радуги (вот лишь рабочие всегда снуют, что-то строят либо перекапывают).
Тихий ученый по имени Коэн Лэтт (умопомрачительная актерская работа Кристофа Вальца) всю жизнь посвящает работе на некоторую транснациональную корпорацию, которой управляет всевидящий, мудрый и незримый Менеджмент (преображенный практически до неузнаваемости Мэтт Дэймон).
Работа Коэна состоит в том, чтоб создавать расчеты - не совершенно понятно какие, так как процесс расчета со стороны смотрится как сумасшедшая игра в трехмерную видео-игру, да к тому же с велосипедными педаляи.
Не удивляйтесь, что Коэн ведет себя как-то удивительно - к примеру, повсевременно говорит о для себя во множественном числе. Коэн - фрик, который пугается людей, скрывается от дам и бредит, рассказывая что-то невнятное про некий телефонный звонок, который он всегда ожидает. Но при все этом Коэн - гений науки. Не напрасно же Менеджмент поручает Коэну сложнейшую секретную цель: доказать аксиому «зеро».
Сущность ее (толком так не сформулированная) сводится к тому, что плюс постоянно уравновешивается минусом, хоть какое действие уравновешивается противодействием, причина следствием, поступок - иным поступком,и в итоге все в мире совместно дает ноль, «зеро», «ничто». Жизнь, цивилизация, все, что когда бы то ни было делали люди, - бессмысленно
Удивительно созидать, естественно, как не только лишь Коэн, да и неограниченное количество остальных служащих компании, посвящает все свое время подтверждению всеобщей бессмысленности. С иной стороны - ежели посмотреть на мир Коэна Лэтта, поневоле впадешь в депрессию (которой и ученый, не избежал). Живет безумец в заброшенном опосля пожара здании собора (тут заместо головы у распятия поставлена камера и вездь пыль - чрезвычайно не хватает женской руки). На самом деле, все его тоскливое существование сводится к беспрерывной работе, которую он никогда не успевает сделать впору, и вере - в то, что когда-нибудь ему позвонят по телефону, назовут по имени и скажут, в чем все-таки смысл бытия. Ах да, еще Коэну снятся сны, в каких он проваливается в черную бездну кое-где в космосе. В итоге, все это совсем ученого из равновесия и Коэн на сто процентов теряет работоспособность, что допустить никак нельзя. Менеджмент начинает использовать крайние оставшиеся в запасе средства - вроде 2-ух клонов, мальчишки-компьютерщика (ежели местные хитроумные устройства можно так именовать), психотерапевта в местном «скайпе», чрезвычайно переживающего за судьбу собственного клиента, и страшно соблазнительной девушки по вызову. Доверчивая пробует соблазнить Коэна различными методами, но ученый закрыт, упрям и ожидает собственного звонка. Отыскивает смысл. Тогда «влюбленная» решается применить специнвентарь: костюмчик для виртуальной действительности. В случае Коэна он - шутовской, с красноватым колпаком и всем, чем полагается. Но какая разница, какой костюмчик, ежели они сумеют - совместно - наслаждаться тропическим раем и закатом над океаном?
Киноленты Терри Гиллиама - пример того, как работам режиссера, продюсера либо сценариста (Гиллиам и то, и другое, и третье) может сопутствовать фуррор в артистических и интеллектуальных кругах всего мира, и в то же время - неудача в широком прокате. Создатель великих антиутопий «Бразилия» и «Двенадцать обезьян» вообщем большой любитель парадоксов, и навряд ли стоит этому удивляться. «Обангличанившийся» американец Гиллиам заходил в число тех, кто составлял цирковую труппу «Монти Пайтон» - неповторимый британский проект, сочетающий в для себя чрезвычайно злую сатиру, совсем неполиткорректные антиобщественные выпады (больше остальных досталось религии и церкви) с абсурдными гэгами и бредовыми песенками.
Да, реального коммерческого фуррора у кинофильмов Гиллиама не было никогда. И в то же время, его картины - уже упоминавшийся кинофильм «Бразилия», «Двенадцать обезьян», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Страна приливов» - отлично известны широкой публике. Беда в том, что известность и культовый статус постоянно запаздывает. Наград и кассы не снискала ни артхаусная «Страна приливов», ни даже «Воображариум доктора Парнаса» со обилием звезд (патологическое невезение Гиллиама в очередной раз отдало о для себя знать, и Хит Леджер, основная звезда «Вооюражариума» погиб, так не успев доиграть свою роль).
Кажется, что сейчас Гиллиам, в конце концов, снял кино, способное захватить мир (хотя режиссеру, старенькому нон-конформисту и пересмешнику, навряд ли любопытно что-либо, не считая его внутренних миров). «Теорема Зеро» - безупречный кинофильм для зрителей кинофильмов Гиллиама, которым его картины постоянно нравились, но всегда что-то мешало поставить их в один ряд с наилучшими «маническими» фильмами современников - к примеру, Тима Бертона либо Жана-Пьера Супруге.
Присущая фильмам Гиллиама эстетика кича, специфичное чувство юмора и любовь сценариста к легкому подкалыванию зрителей и неожиданным, вопреки шаблонам, поворотам сюжета постоянно чуток горчили - мешали, не давая расслабиться и насладиться зрительным роскошеством и буйством режиссерской фантазии. К счастью, с выдумкой и видеорядом у Гиллиама все в порядке (кинофильм снимался по старинке, на пленку - «Теорему» охото пересматривать покадрово, чтоб отыскивать все новейшие и новейшие детали декораций либо костюмов). А вот с горчинкой - она же изюминка - не вышло. Да, «Теорема…» - красивое кино, сразу забавное, грустное, развязное и философское.
Наконец-то, без жути и патологий. Но досмотрев его до конца, вспоминаешь, сколько сил когда-то затратил все этот же Гиллиам, сражаясь со студийными шефами за темную концовку «Бразилии» - и становится обидно от того, что время никого не щадит. Кто знает, быть может, аксиома Зеро вправду верна и даже творчество лишено смысла - или очень конъюнктурно, или не много кому понятно. Либо все-же подождем звонка?
Максим Эйдис