В програмке - премьерные художественные, документальные, анимационные картины, объединенные заглавием «Я и семья», ретроспективы, мастер-классы и «круглые столы». О парадоксах сотворения кино для домашнего просмотра и специфике этого довольно дефицитного и нужного сейчас жанра будут говорить и демонстрировать киноленты президент кинофорума Наталья Белохвостикова и художественный управляющий Владимир Наумов. Ранее подобные мероприятия 6 лет попорядку они проводили в Москве, а опосля вхождения Крыма в состав Российской Федерации решили при поддержке Госфильмофонда расширить географию показов. Чтоб снова при помощи всепригодного языка кино напомнить о исторических и схожих связях России и Крыма. И чтоб проиллюстрировать сам факт существования художественных произведений, создаваемых для взаимопонимания, а не разобщения всех возрастных, соц и государственных групп.
Накануне открытия кинофорума новейшие крымские сюжеты на страничках летописи Госфильмофонда «Российская газета» попросила откомментировать генерального директора Госфильмофонда РФ Николая Бородачева.
Николай Михайлович, одно время Госфильмофонд активно занимался показами на Северном Кавказе, при этом начиналось сотрудничество в самую горячую там пору. Дальше благополучно сложился период «киноэкспансии» на Западную Европу и на юг Франции, где было реанимировано в неплохом смысле значение слова «пропаганда». На данный момент в контексте наружных задач работы Госфильмофонда можно огласить, что Крым стал одним из ваших приоритетных географических направлений?
Николай Бородачев: Да, Крыму мы уделяем больше внимания, вправду, это на данный момент приоритетное наше направление, и навечно. Мы не прекращаем работу и в Европе, все длится, но по Крыму мы пересмотрели и перераспределили наши денежные способности. Открываем консульство в Крыму, сотворен особый отдел по Крыму. Налаживаем дела с министром культуры Крыма Ариной Новосельской. В Симферополе будет открыт Центр российской кинематографии, на данный момент у нас в Госфильмофонде находится директор «Киновидеопроката» Крыма Ольга Прудникова-Юшкова, которая приехала конкретно для переговоров о совместной работе. Они планируют передать нам один из кинозалов, расположенный в центре Симферополя. Это неплохой, трехзальный кинозал муниципалитета, но в текущее время он употребляется не по назначению, там устраиваются разные выставки, все делают, не считая кино…
Другими словами его еще нужно чинить.
Николай Бородачев: Отремонтировать, заменить оборудование. Мы к этому готовы. И нам есть что демонстрировать. Что принципиально: там не утрачен патриотизм, невзирая на то, что 23 года велась, можно огласить, антироссийская пропаганда. Но нужно дать подабающее «Киновидеопрокату» Крыма, невзирая на запрет кинофильмов на российском языке они находили в законе лазейку и под видом некоммерческих массовых мероприятий демонстрировали картины на российском.
Ежели говорить о дальнейших планах, я был в Локарно, и мэр городка Локарно изъявил желание приехать в Крым и сделать Ялту и Локарно городами-побратимами (в связи с приближающейся круглой датой Ялтинского соглашения о капитуляции Германии). Еще по нашему приглашению в 3-х городках - Симферополе, Севастополе и Ялте - в сентябре Питер Гринуэй проведет творческие вечера. Готовится, тоже в сентябре, большой киноконцерт российских артистов. Так что планов много, не напрасно мы открываем крымское консульство.
Все показы, вечера, концерты будут билетными проектами либо же бесплатными для зрителей?
Николай Бородачев: Бесплатными. Где бы мы ни проводили мероприятия Госфильмофонда - за границей ли, в России, нас полностью не интересует коммерческая составляющая. Мы все делаем за собственный счет, за счет поступлений от прав автора. Это крупная победа в этом направлении. И оцифровку кинофильмов мы осуществляем на средства, которые поступают от прав автора. Нас больше интересует популяризация коллекции Госфильмофонда и пропаганда российского синематографа. Это основная задачка.
Кроме хранения, естественно.
Николай Бородачев: Да, я имел в виду задачки при проведении дней российского кино. А так основная наша цель, естественно, - хранение, восстановление, реставрация. В Европе не напрасно прогуливается пословица, что ежели вы утратили последнюю надежду отыскать некий старенькый кинофильм, то обратитесь в Госфильмофонд России.
Вы поглядите, сколько мы китайцам, жителям страны восходящего солнца, американцам, германцам отыскали утерянных в их странах кинофильмов. Лет 5 назад к нам приезжала крупная делегация из Канады, и когда мы им все проявили - как мы работаем, какие у нас условия - они признались: «Ваше правительство было умнее, организовав такое фильмохранилище в 37-м году. Наше, к огорчению, опоздало. Много утратили».
В связи с крайними украинскими событиями были ли экстренные отмены старенькых договоренностей за рубежом? Почти всех ли деловых партнеров вы утратили?
Николай Бородачев: За границей, где бы мы ни были, мы находили полное осознание. Поступает объективная информация, люди знают, что Крым был территорией Российской Федерацией, понимают, какое идет давление со стороны Америки. Я со почти всеми забугорными сотрудниками общаюсь - нет расстройства, они искренне на стороне России.
Никаких заморочек, к примеру, с французской синематекой нет?
Николай Бородачев: Нет. Даже с библиотекой Конгресса США мы сотрудничаем и там находим взаимопонимание. Мы до этого времени обмениваемся фильмами. У нас хранятся 60 американских картин, которые были утеряны в США напрочь. А у нас они сохранены. Они чрезвычайно обрадовались. Мы переводим киноленты на цифру, как работали, так и работаем. Планируем сделать там ретроспективу. Они даже давали нам собственный грант, но мы от него отказались, грант нам не нужен, а совместные мероприятия будем проводить.
Когда крайний раз велись переговоры с американцами?
Николай Бородачев: Полтора месяца назад - моим заместителем. О политике не говорили, обсуждали чисто синематографические вопросцы. Но мы ощущали, что никакого антагонизма нет, как были деловые дела, так и остались. Человек, который возглавляет Библиотеку Конгресса США - доктор Джеймс Биллингтон - чрезвычайно отлично относится к России, он спец по русским иконам и российской истории, и за свою жизнь он почти все сделал для России. У нас подписан меморандум меж Библиотекой имени Ельцина, Библиотекой Конгресса США и Госфильмофондом России о совместной деятельности. Все эти договоренности никто не отменял.
Ежели ворачиваться к наиблежайшим крымским кинопрограммам. Впечатляет количество представленных на кинофоруме кинофильмов и предполагаемый охват городов: Севастополь, Симферополь, Бахчисарай, Ялта, Саки, Мисхор, Евпатория… Форум готовился заблаговременно, до крымского референдума, либо же для Госфильмофонда оказалось вероятным так оперативно отреагировать на действия? Откуда это пошло?
Николай Бородачев: Больше из-за патриотических эмоций, наверное… Мой отец и три его брата защищали Ленинград. Слава Богу, возвратились домой живыми. Они много ведали о войне, что пришлось пережить людям… Как начались действия, я сходу выслал министру культуры письмо, что мы готовы принять несколько семей беженцев, которым оплачиваем дорогу, берем на содержание, у нас собственный пансионат, чтоб они отдохнули, привели себя в порядок, мы сделаем все условия. Вправду, приедут 6 семей, мы готовы их встретить.
Не так давно был секретариат Союза кинематографистов, где обсуждали вопросец о работе в Крыму, - все это делается вместе с Союзом кинематографистов России, чрезвычайно огромную поддержку оказывает Никита Михалков.
В Крыму, на местах это воспринимается с благодарностью либо с некой толикой настороженности?
Николай Бородачев: Чрезвычайно положительно. Там ни киноленты на российском языке, ни московские номера на машине, по моим наблюдениям, никогда никого не раздражали.
Кстати
Из программы кинофорума «Я и семья»:
Севастополь, кинозал «Победа», вход вольный:
7 июля - 12.00 - «Тайна черной комнаты» (реж. О. Беляева, 2014); 14.00 - «Дневник матери первоклассника» (А. Силкин, 2014).
8 июля - 12.00 - «Тайна Волчьей пасти» (А. Сурикова, 2013); 18.00 - «Смайлик» (Т.Аленикова, 2014).
9 июля - 12.00 - «Частное пионерское» (А. Карпиловский, 2013); 18.00 - «Охота на принцессу» (С. Дружинина, 2011).
10 июля - 12.00 - «Я желаю, чтоб меня любили» (В. Арапов, 2013); 18.00 - «Полный вперед!» (А. Сурикова, 2014).
11 июля - 12.00 - «Совсем не обычная история» (реж. Ф. Попов, 2013);18.00 - «Год лошадки - созвездие скорпиона» (Н.Наумова, 2004).
12 июля, 18.00 - «Ночь на закате лета» Бернарда Камели (Австрия).
Не считая того - «Страна добротных деточек» (О. Каптур, 2013); «Иван-сын Амира» (М. Панфилов, 2013) и др.; ретроспективы кинофильмов А. Алова и В. Наумова; Л.Нечаева; программа показов премьерных анимационных и документальных кинофильмов.
Справка «РГ»
Госфильмофонд России был построен как Всесоюзное фильмохранилище еще в 1936-1937-х годах. На нынешний день Госфильмофонд обладает наикрупнейшей и одной из наилучших, занесенных в Книжку рекордов Гиннесса, синематографических коллекций в мире, которая насчитывает наиболее 70 тыщ наименований кинолент, либо 967 тыщ роликов фильмового материала - от немых картин братьев Люмьер, снятых во Франции в 1895 году, до современных российских и забугорных картин.