В прошедшем году музыкант нежданно для почти всех уехал жить в Америку. В июне Александру Ляпину исполнилось 58 лет. В эксклюзивном интервью корреспонденту «РГ» он сказал о причинах эмиграции и о том, как ему живется и играет на новеньком месте.
Почти все музыканты уехали из России в 90-е, когда необходимо было как-то выживать. Вы же решили перебраться в США в годы относительного благополучия. Что двигало вами?
Александр Ляпин: Никаких увлекательных предложений не было, как не было и «относительного благополучия». Просто пришло осознание, что для жанра, который именуют «русский рок», я сделал все, что мог. Согласитесь, для становления групп «Аквариум», ДДТ, «Поп-Механики» Сергея Курехина и почти всех остальных мною было изготовлено наиболее чем довольно. Оставаться в качестве «свадебного генерала» либо застольного члена жюри мне было совершенно не любопытно. Поэтому пришла пора помыслить о музыке, которая увлекательна мне, о направлениях, которые близки моему сердечку. И корнями она уходит в южноамериканское, поточнее даже - в афро-американское прошедшее.
Поэтому я переехал, и, наиболее того, уже сделал полностью южноамериканский, поточнее даже - интернациональный, проект с красивыми, проницательными, проф и независящими музыкантами. Это трио экспериментальной музыки, жанр которой пока и сам не могу найти. Трактовал бы его для начала, как «free blues», пожалуй… Должен обязательно отметить - катастрофически увлекательный опыт выходит! Грядут фестивали, концерты другой музыки, где мы начнем выступать уже в этом году.
Крайние репетиции и джем-сессии внушительно демонстрируют, что аудиторию наша игра «вставляет». Почему же мне не делать то, чем я живу, пока сил много? Я бывал в Америке много раз и на гастролях и просто в гостях, не ехал «покорять» ее. Я просто переехал туда, где могу расслабленно делать то, что люблю.
Раз уж зашел разговор о российском роке… В одной из серий «Симпсонов» Гомер устроился работать телохранителем. Свою работу он делал из рук вон плохо, поэтому про него произнесли, что такому «не доверят охранять даже русскую рок-группу». Это показательная шуточка. Перестроечная волна энтузиазма к нашим группам на западе быстро спала. Ни один из российских обществ там широкого признания так не получил, кроме экзотики вроде той же тувинской «Ят-Ха». Почему так вышло? У нас различное восприятие, либо российские рок-музыканты вправду плохо играют не желают обучаться?
Александр Ляпин: Вы открыли мне новое имя - «Ят-Ха», спасибо. Обязательно исследую вопросец, чтоб ответить на него мастерски. Касательно российских музыкантов скажу одно: чрезвычайно почти все, практически все, играют в «Rock», а не сам «Rock». Не удосуживаются просто осознать сущность - что все-таки есть реальный Rock. Большая часть любит себя в музыке больше, чем музыку в для себя.
Что все-таки такое, реальный «Rock», как его распознать?
Александр Ляпин: Это и есть одна из тем моего исследования, на которую, кстати, определенного ответа для себя я пока тоже не отыскал. Просто чувствую, что нужно делать, и делаю, от сердца… Понимаете, есть Чаша Грааля, на поиск которой можно издержать всю свою жизнь, но так ее не отыскать. Это и есть основное определение хоть какого творчества: принципиальна не цель, а процесс поиска. В том и моя жизненная концепция. Можно, естественно, пошутить: не отыскивай, что не растерял. Но это уже банальность. Как можно не находить кружечку прохладного пива с похмелья, ежели ты издавна подсел на алкоголь? Это я для вас, как сейчас непьющий человек говорю!
Как смотрится ваш обычный рабочий день на данный момент?
Александр Ляпин: Тут у меня его нет, но есть расписание, которому я, кстати, не постоянно успеваю следовать. Есть дни, которые посвящены преподаванию, есть студийные дни, которые я провожу у себя в доме, в собственной Garage Recording Studio. Это место, где можно свободно и независимо изучить музыку. Тут я поддерживаю и направляю профессиональных творческих людей. Это то, что в британском языке именуется емким словом coaching. Его можно трактовать, как продюсирование, но только отчасти, так как я не продаю то, с чем работаю. Просто помогаю создавать верно звучащий продукт. Таковых людей у меня мало, я избирателен - никогда не возьмусь работать с человеком, ежели не увижу увлекательный и обеспеченный творческий потенциал, перспективу сделать реальное искусство. Это-то мне и любопытно делать больше всего на нынешний день, опосля конкретно игры в бэнде.
С кем из маститых забугорных музыкантов вы общаетесь?
Александр Ляпин: Разговаривать приходится с неимоверным количеством музыкантов. Практически они все довольно «маститые». Но ежели предназначить тут либо где-либо свою жизнь общению с увлекательными музыкантами, боюсь, на творчество не остается времени. А у меня его осталось не так много… Из старенькых друзей я по этот день я в активной переписке с Tony Levin, рад, что он меня помнит опосля нашей мимолетной встречи в Питере. По-прежнему дружен и с Seymour Duncan. Есть у меня в контактах и довольно известные люди, такие, как Ringo Starr либо Joe Walsh, но врожденная питерская деликатность не дозволяет мне тревожить без нужды таковых дядек.
Ранее для того, чтоб прослушать новейший альбом возлюбленного исполнителя, было надо приложить усилия - отыскать, накопить средства, пойти, приобрести. Сейчас все решается одним кликом «скачать». «Таинство» исчезло, не говоря уже качестве звучания. Есть мировоззрение, что формат mp3 похоронит реальную музыку. Вы согласны с сиим грустным утверждением?
Александр Ляпин: Никогда не соглашусь. Музыку не уничтожить никаким «форматом». Она либо есть, либо ее нет. Форматирование - удел техников и критиков. Они в большинстве собственном, обычно, - неудавшиеся музыканты. Что с их взять?! Таинство было и есть - в Творчестве. Таинство было и есть - в Созидании. Таинство было и остается Таинством, поэтому постоянно к нему будет энтузиазм. Так что, качайте!
Справка «РГ»
Александр Ляпин родился в 1956 году в Ленинграде. Обучался в музыкальном училище имени М. Мусоргского. С конце 70-х становится участником проф российских ВИА. Широкую известность получил в 1982 году, опосля того, как начал играться в группе «Аквариум». В 90-е годы работал над альбомом группы ДДТ «Черный пес Петербург». Создатель бессчетных сольных проектов инструментальной направленности. По версии самых различных музыкальных изданий, является одним из наилучших рок-гитаристов России.