- Для вас необходимо созидать глаза и руки дирижера, чтоб оценить его мастерство?
- Если честно, можно совершенно не глядеть. Когда всё плохо, глядеть нет смысла. Я слушаю, смотрю по музыке. Поднимаю глаза на юного дирижера, лишь когда есть намек на то, что он станет лауреатом и я смогу ему чем-нибудь посодействовать, что-нибудь подсказать.
- Как может быть обучить дирижированию? Это в большей степени дар либо ремесло?
- Во всех профессиях, во всех наших действиях основное - дар. Даже в отношениях меж людьми: у кого-либо от природы есть осознание, как себя вести, что необходимо делать, а у кого-либо нет. Нередко бывает, что у человека есть любовь к искусству, но дарования нет, а делать ему что-то охото. Он может развить какие-то свои возможности и способности и даже делать положительные вещи в искусстве. Но дарование постоянно видно издалека, и ему обучить нереально. Я всё время о этом думаю. Понимаете, столько дирижеров я лицезрел на конкурсах: почти все делают одно и то же, а звучит полностью по-разному! И как посодействовать, не знаешь. Позже видишь: вот здесь есть дар от природы, вот этому человеку посодействовать можно. Немножко посодействовать. Проследить, подтолкнуть.
- Согласны ли вы с мнением, что дирижирование - профессия 2-ой половины жизни?
- Разумеется, что мы используем собственный человечий опыт в искусстве. Понятно, что Моцарт придумывал примечательные произведения, будучи совершенно молодым. Но Реквием! Крайние фортепианные концерты! Это еще наиболее высочайший уровень. Когда есть и дарование, и опыт - вот восхитительная композиция.
- Как вы в целом оцениваете уровень сегодняшнего поколения дирижеров?
- Пропорция талантов и гениев постоянно приблизительно схожа. А на каждом определенном конкурсе всё зависит от маленьких вещей: кто-то не смог приехать и т.д.. Время от времени бывает два-три особых дарования, время от времени вообщем никого нет.
- В среде музыкантов принято ругать инструменталистов, переквалифицировавшихся в дирижеров. Как вы считаете, дирижер вначале должен обучаться на профильном факультете?
- Вы понимаете, мне неловко отвечать на этот вопросец. Как-то вышло, что я стал дирижировать достаточно прилично. Посреди моих друзей, к примеру, Даниэль Баренбойм, хороший дирижер, который постоянно был пианистом. Практически все поначалу обучаются играться на каком-то инструменте и только позже стают дирижерами. Почти все из сегодняшних маэстро чрезвычайно желали устроить карьеру инструменталиста, но не вышло, и они произнесли для себя: «Тогда я стану дирижером». И им удалось: они соображают музыку, могут разъяснить, как ее исполнять, и это дает итог.
- Ваши гастроли с Сиднейским оркестром в России сорвались. Планируете ли вы выступить на родине в не далеком будущем?
- Управление Столичной консерватории пригласило меня принять роль в праздновании ее 150-летия, и я с наслаждением это сделаю: поработаю с молодежным оркестром консерватории. Это будет в мае 2015 года.