С 1 июля 2014 года боевики и киноленты ужасов, где зло одолевает добро, а герой заявляет с экрана «Убивайте, это хорошо», запрещены к широкому прокату на местности РФ. Это следует из Федерального закона №101-ФЗ от 05.05.2014 («О внесении конфигураций в Федеральный закон 'О муниципальном языке Российской Федерации' и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования российского языка»), известного также как закон о запрете ненормативной лексики в кино и на сцене.
В ст. 5 Федерального закона идет речь о том, что «прокатное удостоверение на кинофильм не выдается в случае, ежели кинофильм содержит … материалы, пропагандирующие … культ насилия и жестокости».
В Министерстве культуры «Известиям» сказали, что боевикам и хоррорам, не содержащим «культ насилия и жестокости», прокатные удостоверения будут выдаваться с возрастным ограничением «18+».
Опрошенные «Известиями» специалисты считают, что под определение «пропаганда» попадает большая часть боевиков и кинофильмов ужасов, так как натуралистическое изображение насилия является основой этих жанров, а провести грань меж пропагандой насилия и его объективным показом иногда очень проблемно.
Председатель президиума Столичной коллегии адвокатов Сергей Жорин считает, что при схожей формулировке до проката могут не добраться киноленты, где насилие хотя не пропагандируется, но явным образом не осуждается.
- Эта субъективная формулировка обязана быть или конкретизирована, или изъята из нормативного акта, - отметил юрист. - К примеру, режиссер может провести чрезвычайно узкую сюжетную линию, где зрителю в финале не будет читаться мораль, и таковая картина может вызвать множество вопросцев у профессионалов.
В Министерстве культуры «Известиям» пояснили, что под запретом окажутся только те киноленты, которые открыто призывают к насилию и жестокости.
- Идет речь о прямой пропаганде - когда кинофильм практически говорит: делай так, это отлично, это верно, - заявил директор департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов. - В тех вариантах, когда сотрудники ведомства не сумеют однозначно решить, есть ли в кинофильме пропаганда культа насилия и жестокости, они обратятся к спецам - культурологам и психологам.
Механизм выявления пропаганды насилия в языковых конструкциях уже наработан на базе анализа экстремистских материалов, но, по мнению профессионалов, возможность его внедрения в кино невелика.
- Герой должен открыто говорить зрителю - «убивайте собственных врагов», но в фильмах такового практически не встречается, - заявила «Известиям» Юлия Сафонова, лингвист-эксперт ГБУ «Московский исследовательский центр».
Имеется ли в кинофильме зрительная пропаганда насилия, будут решать психологи. По словам Андрея Лосева, эксперта-психолога Центра соц исследований и экспертиз, к прокату не будут допущены киноленты, где «зло одолевает добро». В тех же вариантах, когда насилие показано в отрицательном контексте, как в русских фильмах про Великую Русскую войну, оно не будет считаться пропагандой.
По мнению главенствующего редактора журнальчика «Искусство кино», киноведа Даниила Дондурея, профессионалам придется решать фактически неразрешимую задачку.
- Найти степень жестокости неописуемо трудно в смысловом плане, также в проф, концептуальном и нравственном. Вспомните, как в кинофильме Эйзенштейна «Броненосец 'Потемкин' с Потемкинской лестницы катится коляска - это беспрецедентный и чрезвычайно твердый рассказ о насилии. В то же время в российских телесериалах ежевечерне убивают несметное количество людей, и горы трупов не вызывают полностью никаких чувств. Где грань?
Народный артист России Николай Бурляев напомнил о том, что кинофильм 'Андрей Рублев' Андрея Тарковского в свое время винили в лишней жестокости, но жестокость жестокости рознь.
- Тарковский с упоением говорил, как выдумал сцену, где российский князь бьет российского юношу саблей по шейке. Но снято это не для смакования жестокости, а для выражения идеи: 'Для чего брат убивает брата?'
По словам Бурляева, это совершенно не тот вариант, что в других американских фильмах, где 'через один раз упиваются кровью, вспомните хотя бы 'Уничтожить Билла'. Это жестокость на уровне поликлиники'.
Южноамериканский след нашел в законе и Даниил Дондурей.
- В нынешнем российском прокате две трети кинофильмов занимает южноамериканское кино, и конкретно оно может попасть под действие закона - в качестве ответных мер на экономические санкции, - вскрыл законодательные хитрости киновед.
Он также отметил, что по данному закону можно запретить хоть какой кинофильм, 'ежели это не кинофильм о природе либо о монументах Кремля', потому что законы драматургии подразумевают конфликт, за которым можно усмотреть возможное насилие.