В Москву приехал сам Годфри Реджио. С его «Койянискаци» началась мода на неигровое кино в 1980-е. На этот раз Реджио представлял кинофильм «Посетители» - поэтическую черно-белую притчу о человеке в современном мире, его увлеченности играми и странноватых, тяжело вербализуемых связях с пустующими зданиями, заброшенными парками аттракционов и ландшафтами, как земными, так и лунными. Одним из героев кинофильма (музыку к нему написал давний соавтор Реджио Филип Гласс) стала горилла Триска из зоопарка в нью-йоркском Бронксе. Ее взор гипнотизирует не ужаснее пейзажа. Проверено на для себя.
Прошла глобальная премьера шедевра, опоздавшая практически на 100 лет. Хрестоматийный кинофильм Роберта Флаэрти «Моана Южных морей» (1925) проявили в версии, сделанной дочерью режиссера Моникой. Это была мысль самого Флаэрти - сделать звуковую картину, тем паче что опыты со звуком посреди 1920-х шли вовсю. Полста лет спустя опосля немой премьеры дочь поехала на Самоа и записала песни и язык полинезийцев конкретно на том полуострове, где шли съемки. Опосля погибели Моники начатое ею дело завершили несколько фондов, в том числе основанный Мартином Скорсезе.
Режиссер Морган Невилл снимает лишь о музыке и музыкантах. Кинофильм «В 20 шагах от славы» получил много наград, включая «Оскара». Невилл восстанавливает историческую справедливость по отношению к бэк-вокалисткам 1960-1970-х, таковым как Дарлин Лав, Лиза Фишер, Тата Вега. Они владели хорошими голосами, но хитрые продюсеры выпускали иногда их сольные записи под именами раскрученных звезд. Рынок типа не выдержит обилия - нужно продавать известное.
Режиссер подумывает о продолжении: за кадром остались несколько классных историй. Наверное и новейшие героини могли бы сделать сольную карьеру. Но что-то мешает даже самым профессиональным - тем, о ком и Стинг, и Мик Джаггер, и остальные персонажи картины молвят с восторгом и в то же время с недоумением. Почему не сложилась карьера опосля выхода собственного альбома? Дело варианта, считают одни, вопросец нрава, отвечают остальные. К славе нельзя быть просто готовым, о ней недостаточно грезить, ее нужно завоевывать, готовясь переступать через почти все - сил на это хватает не многим.
Сил не хватает даже скрытым агентам. О этом - «Зеленый принц» Надава Ширмана (Израиль-Великобритания-Германия), снятый при поддержке Минкульта Израиля. Поддержке режиссер не удивляется, а вот что кинофильм прошел цензуру в самом Израиле его быстрее развлекает. Службе общей сохранности Израиля («Шин-Бет») удалось завербовать отпрыска 1-го из фаворитов «Хамаса» шейха Хасана Юсефа. Агент наиболее 10 лет поставлял важные данные. Но кинофильм не о победе, а о невозможности выбора, предательстве и дружбе, о том, что выйти из игры нереально.
Агент, узнаваемый как «Зеленый принц», согласился работать во многом из желания обезопасить отца (того в итоге удалось спасти от поражения). Но долго лгать близким могут немногие. В некий момент принявший христианство Масаб Хасан Юсеф решил выйти из игры. Далее случилось то, чему не удивятся читатели романов Ле Карре: разведка его бросила. Прошлый агент оказался в Америке, где ему отказали в убежище. Накануне суда, который был должен окончиться высылкой (и неминуемой смертью в Европе), случилось волшебство. На помощь Масабу отправился его прошлый куратор из «Шин-Бет» уже уволенный из органов Гонен Бен-Ицхак. Хеппи-энд относителен: семья от Масаба отказалась, визу в Израиль дают с трудом.
Ширман и ранее снимал о рыцарях плаща и кинжала, его много чем награжденного «Шпиона в шампанском» (2008) сейчас демонстрируют в учебных целях будущим разведчикам, чтоб увлеченность работой не уничтожала в их чувство действительности. У «Зеленого принца» тоже огромное будущее: кинофильм вызвал бурную полемику в Израиле, а в Москве получил приз зрительских симпатий.
Программы документального кино показали тенденцию: кинематографистам увлекательны политики правых взглядов. В конкурсе проявили «Казум Блохера» - о швейцарском миллиардере-консерваторе Кристофе Блохере. А в програмке «Свободная мысль» - ленту о Дональде Рамсфелде «Неизвестный известный». Заглавие кинофильма Эррола Морриса обыгрывает заглавие воспоминаний бывшего министра обороны США «Известное и неизвестное». Он пришел в огромную политику во времена Никсона и Форда, заработал миллионы на фармацевтике (молвят, искусственно раздутая паника вокруг птичьего и свиного гриппа как-то связана с производимой компанией Рамсфелда вакциной) и остался в истории решениями, чья мудрость вызывает колебание.
Оскароносец Моррис известен фильмами-расследованиями, в том числе о карьере военного министра в эру вьетнамской войны Роберта Макнамары, также книжкой о насилии в тюрьме Абу-Грейб. Логично, что «Неизвестный известный» не похож на панегирик. Моррис нередко ловит героя на противоречиях и нежелании держать в голове неловкие факты. Его герой хоть и обаятелен, но циничен и самодоволен, а его комментарий к предложению оставлять допрашиваемого в тюрьме стоять по четыре-шесть часов («Я время от времени стою по восемь-десять, не вижу тут проблемы») возмутил почти всех. Последствия твердой позиции Рамсфелда во наружной политике США аукаются до этого времени, так не побежденный им Ирак по-прежнему не исчезает из топ-новостей.
Сложные решения воспринимает и герой «Кардиополитики» Светланы Стрельниковой. Выдающийся пермский кардиохирург Сергей Суханов соглашается стать председателем предвыборного штаба Путина - только бы окончили стройку кардиоцентра. Он обещает, что лишь раз воспримет роль в политической жизни. И хотя с избирателями Суханов говорит как на работе, монологично и авторитарно, теряя при всем этом харизматичность специалиста, его затягивают открывающиеся способности. Центр достроен, но Суханов остается в политике, его рейтинг в перечне самых влиятельных людей края соперничает с рейтингом губернатора. Кто сумел бы отрешиться от такового? Точно не я.
Алексей Мокроусов