Очевидно, в кинофильме все труднее и психологически занятней, но определенный вызов в таком вердикте непременно есть. Тем паче, что остальных плюсов в этом тягуче однообразном кинофильме не просматривается.
Вообщем, жюри усмотрело в нем и топовую мужскую роль, на полном безрыбье наградив актера Таданобу Асано. Приз за топовую женскую роль получила украинская актриса-певица Наталка Половинка из кинофильма «Братья. Крайняя исповедь». Победителем в конкурсе документального кино стал польский режиссер Ян П. Матушинский, в кинофильме «Глубокая любовь» рассказавший о 60-летнем любителе подводного плаванья, который перенес инфаркт, оказался парализован, но смог возвратиться к возлюбленному спорту.
В конце концов, «Серебряный святой Георгий» за режиссуру ушел кинофильму Валерии Гай Германики «Да и да». Получая приз, Германика ограничилась коротким: «Круто!».
Спорить о результатах конкурса в этом году бессмысленно: жюри их слепило из того, что было. Конкурс изумлял выпуклостью, при этом провалы казались упражнениями любителей, а вершины, по сути, не дотягивали до среднего уровня. На этом фоне оба российских кинофильма - «Да и да» и «Белый ягель» - казались монбланами мастерства. Германика владеет стихийным чувством кино - свойство редкое.
Оно, как досадно бы это не звучало, не подкреплено настолько же развитым чувством жизни и вкуса, также способностью осмысливать эту жизнь, но синематографические свойства ее кинофильма заслуживают признания. Не считая того, Панфилов не мог не ощутить в героине кинофильма нечто схожее Тане Теткиной из собственной дебютной картины «В огне брода нет» - та тоже создавала свои странноватые картины в некоем экстатическом порыве - правда, у Германики замененном приступом еще одного запоя. Она тоже взыскала большой и верной любви и точно так же ее не дождалась. Но «новое время - новейшие песни», и определенное родство душ и судеб, чисто субъективно, не могло не выделить для Панфилова эту картину из общего ряда. Потому, отсмотрев редкостно унылый сегодня конкурс, я уверенно предсказывал ей один из призов.
Любопытно следить принципиальное расхождение в оценках кинофильмов проф обществом и публикой. Перед началом сеансов зрителям вручались бюллетени для голосования, и в итоге подсчета голосов Приз зрительских симпатий получил иной российский кинофильм «Белый ягель» Владимира Тумаева. Как и «Да и да», это история неразделенной любви, но уже в заснеженных ненецких чумах; но, в отличие от картины Германики, эта снята в традиционном стиле этнографической драмы. Большая часть коллег-критиков оценили ее как «советское кино» и отрешались говорить о ней серьезно.
Но конкретно она одолела в голосовании публики, получив свещенный приз «Ключ к сердцам зрителей». Зато победитель кинопрессы и один из фаворитов официального конкурса «Да и да» Германики занял одно из крайних мест. Как и владелец «золота» японский «Мой мужчина».
Тут есть повод вспомнить о том, для кого снимается кино - для утомленных синематографом критиков либо для публики. Ведь и Глеб Панфилов в интервью «РГ» перед началом фестиваля особо выделил этот аспект собственных будущих оценок: «Снять достойное, глубочайшее и суровое артхаусное кино тяжело, но еще сложнее сделать его достойным всеобщего внимания». Разительный контраст меж благими намерениями и плодами, меж оценками профи и зрителей говорит о том, что этот эталон уходит все далее за горизонт. Хотя в расхождении критериев - причина массового бегства зрителей из кинотеатров.
36-й фестиваль, по объявленным данным, посетили 75 тыщ зрителей. Их львиную долю составили журналисты бегавшие из зала в зал и смотревшие по 3-4 кинофильма в день, также бессчетные киноклубники, также получившие аккредитацию. Очередей за платными билетами, какие выстраиваются к кассам в Берлине, Торонто либо Карловых Варах, вновь, как досадно бы это не звучало, не наблюдалось.
Конкурс проседает все заметнее, и в некий степени это отражение общего состояния киноиндустрии, где искусство быстро уступает позиции цифровым аттракционам. Не считая того, одни отборщики ММКФ ссылаются на политический бойкот со стороны почти всех государств и кинокомпаний, остальные заверяют, что отказов не было, и ММКФ получил все, что желал. Не прибыли забугорные гости и интернациональная пресса - все это сказалось на качестве фестиваля и его церемоний. Но его побочные программы, как постоянно, дозволили москвичам узреть почти все из фильмов-лауреатов кинофорумов мира, ряд увлекательных ретроспектив и тематических подборок.
Фестиваль был тревожен: не раз вспоминались новейшие законодательные инициативы - они могут привести к предстоящему угасанию 1-го из больших культурных событий страны. К примеру, отныне и фестивали не сумеют демонстрировать киноленты без разрешительного удостоверения. Но нередко открытия в кино делались «с колес». Этот же «Белый ягель», победитель зрителей, поступил в конкурс прямо с монтажного стола, пришлось срочно делать в каталог вклейку. Утратив возможность оперативно отражать кинопроцесс, фестиваль утратит очередное из собственных фирменных преимуществ.
Основное достоинство 67-го ММКФ - он отдал много еды для полностью решающих раздумий. Киномарафон окончен - отправь будни. Будут они созидательными либо разрушительными для кино и фестиваля - зависит от нашей возможности мыслить и решать конструктивно и компетентно.