САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 июля. /Корр. Екатерина Калинина/. Новогодняя елка покажется в воскресенье в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади. Непривычный для середины лета элемент городского убранства будет установлен по инициативе художницы Кристины Норман - участницы параллельной программы европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10». Скульптурная модель новогодней елки будет частью перформанса «Сувенир».
Кристина Норман - художница и режиссер-документалист из Эстонии. В творческой деятельности она, как отмечают искусствоведы, «неизменно стремится обнажить механизмы демократии, толерантности, ксенофобии и страха». Ее новогодняя елка - это объединяющий элемент, который характерен для почти всех городов. При помощи него, по плану создателя, можно «установить визуальную и семантическую связь с главными площадями в остальных городках бывшего СССР, в том числе с киевским Майданом».
Этот перформанс художница расценивает как «еще один шаг в критическом исследовании понятия исторической правды». В собственных работах Норман нередко обращается к теме коллективной памяти, создавая видеофильмы и мультимедийные установки. Пару лет она предназначила исследованию памятников на местности Эстонии, работала в проекте «После войны», исследуя конфликт вокруг скульптуры Бронзового бойца в Таллине.
Новогодней елкой Кристины Норман зимняя тема, в один момент вторгающаяся в летний сезон в Петербурге, не ограничится. В тот же день молдавский живописец Павел Браила представит на Дворцовой площади перформанс «Холодная живопись» с тающим снегом, который он собрал на Олимпийских зимних играх в Сочи. Снежки из законсервированного сочинского снега он желает употреблять заместо краски. Опосля Олимпиады Павел Браила специально отправился в Сочи, собрал около 20 л. природного снега и расфасовал в 98 банок - по числу комплектов медалей, разыгранных на Олимпиаде.
Параллельная программа «Манифесты 10» объединит выше 60 мероприятий, которые проходят на 20 площадках Санкт-Петербурга с конца июня до конца октября. В их принимают роль наиболее 250 живописцев и кураторов. Большая часть участников параллельной программы - живописцы, живущие в городках постсоветской и посткоммунистической Европы. Есть создатели из Вильнюса, Таллина, Киева и остальных восточноевропейских городов.
Современные деятели искусства подготовили множество номеров и установок, посвященных дилеммам и вызовам современности - жизни трудовых мигрантов, российско-украинским отношениям, вопросцам сохранения исторической памяти. Почти все проекты нацелены на то, чтоб эпатировать публику. «Публичная программа сосредоточена на критическом осмыслении соц и политических реалий современного мира, его заморочек и конфликтов и роли искусства в нем», - объясняют организаторы.