Кинофильм «Трансформеры: Эра истребления», казалось бы, плохо вписывается в контекст кинофестиваля, по определению посвященного авторским фильмам. Но, с иной стороны, Майкл Бэй, очевидно, и есть создатель, а не наемный рабочий, производящий безликую голливудскую штамповку. Его почерк можно считать красивым либо мерзким, но его ни за что не спутаешь с почерком другого кинематографиста; и то, что он снимает эпические боевики для деток за $200 млн, а не бергмановского толка драмы, не обязано никого смущать. Ну вот таковая природа таланта у человека. Дух дышит, где желает.
Иной вопросец, что у Бэя, создателя великих кинофильмов «Скала» и «Армагеддон», семь годов назад коготок увяз в «Трансформерах» - и с того времени он не может выкарабкаться из данной нам франшизы. В четвертом кинофильме уже нет Шаи Лабафа (юноша утомился взаимодействовать перед камерой с несуществующими роботами, а зрители и режиссер утомились от юного говорливого человека, у которого во вторых и третьих «Трансформерах» был таковой вид, как будто его вот-вот стошнит от отвращения к материалу). Сейчас герой - Марк Уолберг, он старше Лабафа лет на 10, он умеет стискивать зубы и держать себя в руках, когда по режиссерской задумке нужно пучить глаза, вопить и уворачиваться от груд живой стали. Он взрослый, у него даже есть лаского возлюбленная 17-летняя дочь, источник нескончаемых мучений и заморочек.
Новостей в четвертом кинофильме незначительно. У трансформеров, оказывается, есть геном (ну да, они железные - но у сплава, по мнению Бэя, тоже бывает ДНК, а еще бывает душа, все в ужасном порядке). Предатели-люди, кропотливо их исследовав, пришли к выводу, что могут делать трансформеров сами, так что старенькые им больше не необходимы. Ну другими словами это так сначала кажется - так как в финальной битве, разворачивающейся в Китае, без главы не плохих трансформеров-автоботов Оптимуса Прайма никак не обойтись.
1-ый из числа тех приблизительно 3-х часов, что идут новейшие «Трансформеры», фактически невыносим, но позже Бэя начинает нести. Он, один из самых зрительно нацеленных современных режиссеров, человек, каждый кадр из ранешних кинофильмов которого впечатывался в память насмерть, вновь делает на экране то, для что можно подобрать российское слово «величие», но охото французское (и английское) grandeur. От всех этих бессмысленных схваток летающих, грохочущих, превращающихся в авто, позже рассыпающихся в пыль и собирающихся вновь трансформеров челюсть отваливается, ты за ними наблюдаешь как ребенок, не способен отвести взор от экрана. Но Бэю все равно охото пожелать, чтобы он в конце концов отвел от этого металлолома взор и занялся чем-нибудь остальным. Снял бы новейшую «Скалу» в конце концов. Он, естественно, в собственном творчестве постоянно разглядывал людей как неживые, железные, тупые (хотя время от времени смешные) объекты, но все-же умел с ними управляться - и вот честно, жалко, что он нас на тачки променял.
«Трансформеры» выходят в широкий российский прокат сейчас. Как и очередной кинофильм, французский «Мой Аттила Марсель». Его режиссер Сильвэн Шоме пробует залезть на местность, освоенную его соотечественниками Жан-Пьером Жёне и Мишелем Гондри. И казалось бы, у Шоме есть на эту местность, полную безумств, развлечений и необузданной галльской фантазии, VIP-проходка - он в конце концов один из самых выдающихся европейских аниматоров, создатель «Трио из Бельвиля» и «Иллюзиониста». Но «Аттила Марсель», его 1-ый полнометражный игровой кинофильм, к огорчению, неудача; не трагический, но все-же провал.
Это история про 33-летнего пианиста, робкого девственника, который онемел в два года, когда погибли его предки. По счастью, ему на пути встречается дама по фамилии Пруст, за маленькие средства проводящая неописуемый сеанс психотерапии с применением ядовитых травок, спаржи и, очевидно, пирожных мадлен. Благодаря всему этому наш пианист принудит свою память показать все, что укрыто, - и, вы не поверите, научится говорить.
Все это неописуемо прогнозируемо и достаточно тоскливо. Игры с именованием Марсель, фамилией Пруст и пробуждающими воспоминания печеньками президенту Франции следовало бы уже запретить законодательно, так как время от времени это смотрится совершенно неприлично. Но никто на этом «Аттиле», естественно, не умрет - в зале «Октября» почти все искренне аплодировали, сочтя, судя по всему, кинофильм Шоме расчудесным развлечением. Ну и флаг им (также Сильвэну) в руки.
Создатель - особый корреспондент «Комсомольской правды»