В свое время Рене числился «совестью кинематографа» - обличал фашизм, тоталитаризм и колониализм. Но вклад режиссера определяется далековато не только лишь сиим. Он предвосхитил революцию киноязыка, его киноленты «Хиросима, моя любовь» и «В прошедшем году в Мариенбаде» стали знаками интеллектуального кино, построенного не на сюжетике, а на вязи ассоциаций и образов. Итак вот, тяжело именовать другого режиссера, который бы так свирепо расправился с репутацией сурового, даже угрюмого художника. Чем старше Рене становится, тем паче упрямо делал вещи салонные, декоративные, вызывающе аполитичные. Их называли выхолощенными и пустыми - пока не смирились с тем, что человек, настолько не мало сделавший для прогресса, имеет право не рвать на для себя рубаху и обставить свою старость наиболее достойным образом. Поздние киноленты Рене различаются бравурной легкостью: это практически что водевили, а самый крайний - водевиль в чистом виде.
Уместно вспомнить, что Рене начинал свою работу в кино с комиксов: ребенком снимал на 8-миллиметровой пленке что-то вроде «Фантомаса». Режиссер как-то шокировал собственных почитателей, сказав: «Если бы снимать авантюрные киноленты не было так недешево, может быть, мое творчество было бы другим». Вообщем, это, вероятнее всего, могли быть авангардные авантюры, а если б он дозволил для себя быть слащавым, то это была бы стальная сентиментальность. Нежданно создатель «Мариенбада» оказался практически примитивистом, а в его «старомодных» водевилях проявились дадаистский юмор и анархизм. «Любить, пить и петь» в особенности близок стихии комикса, так как Рене употребляет в нем картинки известного карикатуриста Блютча.
Кроме комиксов очередной ранешней страстью Рене был театр. В его фильмах, в особенности поздних, световое решение, композиция кадра, условность диалогов, декоративность и театральность оттенены особенной манерой актерской игры. Кинофильм «Любить, пить и петь» снят в декорациях, которые кажутся рисованными и мало сказочными. Зато безусловна физическая природа его героев, чей возраст так либо по другому приближается к финальной черте. Этих героев и героинь играют Сабина Азема, Андре Дюссолье, Ипполит Жирардо - неизменные фигуранты кинофильмов режиссера, а 1-ая - к тому же его супруга.
Кинофильм основан на пьесе «Жизнь Райли» английского драматурга Алана Эйкборна (тоже практически тезки), у которого Рене уже два раза заимствовал сюжеты - для кинофильмов «Курить/не курить» и «Сердца». Британский юмор, абсурдизм, джентльменская невозмутимость - в общем, весь тип островной ментальности оказался ему, французу до мозга костей, по сердечку и по душе. Рене лицезрел в пьесах Эйкборна формальное совершенство и глубину. Он вкупе с Сабиной Азема пару лет попорядку - как остальные на экзотические сафари - ездил на британский морской курорт Скарборо. Там актеры разыгрывали пьесы Эйкборна прямо среди зала, который играл роль не четвертой стенки, как традиционно, а 3-х главных. Рене счел схожий способ близким синематографу. Эти поездки были анонимными, но в один прекрасный момент именитого гостя опознал один актер и спросил, что он здесь делает: ведь тут никогда не бывает французов, одни немцы и жители страны восходящего солнца. В конце концов Эйкборн пригласил Рене на пиво и в ответ на комплименты произнес: «Ну все таки я не Чехов». Рене парировал: «Конечно, нет. Вы еще лучше».
Действие «Любить, пить и петь» происходит в деревенских угодьях Йоркшира, где все почему-либо молвят по-французски. Сюжет, как как будто взятый из бульварного театра, практически неотличим от того, что разыгрывают герои - три замужние пары, живущие по соседству,- в качестве любительского спектакля. Все действие вращается вокруг смертельно больного Джорджа Райли, которого мы так ни разу не увидим в кадре, но который внесет переполох в угасающую жизнь собственных друзей и в особенности их жен. Неслучайно, когда кто-то из их оказывается у дома Райли, аккомпанементом звучит вальс Штрауса, французское заглавие которого «Любить, пить и петь» отдало имя картине. Жизнь Рене похожа на жизнь Райли: он тоже отдал всем великолепный урок под занавес. Ведь когда человек, практически стоящий одной ногой в могиле, ставит кино под заглавием «Любить, пить и петь», это побуждает и вылечивает от депрессии.
Андрей Плахов