Ведущие деятели культуры выступили с просьбой вернуть права на «золотую коллекцию» «Ленфильма» в собственность студии. О этом «Известиям» сказал гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин, который инициировал открытое письмо на имя президента РФ Владимира Путина.
По сведениям «Известий», позицию студии поддерживают народный артист СССР Олег Басилашвили, кинорежиссеры Александр Сокуров и Алексей Герман, продюсер Сергей Сельянов, сценарист Светлана Кармалита и остальные профессионалы.
На данный момент ленты наистарейшей студии, снятые до 1992 года, хранятся в Госфильмофонде РФ (более известные из их - «Полосатый рейс», «Свадьба в Малиновке», «Человек-амфибия», «Двадцать дней без войны» и остальные).
- Иметь права на собственные киноленты - это справедливо, - считает Олег Басилашвили. - Мне кажется, было бы хорошо, если б часть средств, идущая от демонстрации кинофильмов на телевидении, шла на реконструкцию и реставрацию студии. Прибыль «Мосфильма» от реализации прав на свою коллекцию дозволила Карену Шахназарову отстроить помещение, которому завидует даже Голливуд. Почему бы «Ленфильму» не стать таковым же удачным?
Гендиректор «Ленфильма» Эдуард Пичугин напомнил о бизнес-плане и концепции студии, которые были утверждены правительством в 2012 году.
- Согласно сиим документам главным шагом возрождения «Ленфильма» станет передача ему прав на собственные киноленты, чтоб студия могла развиваться за счет постоянных валютных поступлений. Ничего этого до этого времени не вышло, - заявил Эдуард Пичугин.
В свою очередь, директор Госфильмофонда Николай Бородачев отрешается передавать права на коллекцию студии, ссылаясь на юридические трудности схожей процедуры.
- Мы муниципальная организация, и чтоб хоть как-то посодействовать личной студии («Ленфильм» является акционерным обществом), я каждый раз должен объявлять тендер, - заявил Николай Бородачев.
Ранее «Ленфильм» направил письмо в адресок председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с той же просьбой (есть в распоряжении «Известий»). В документе речь идет о «решении правительства» от 25.08.13 о передаче Госфильмофондом РФ «золотой коллекции» студии в управление ОАО «Ленфильм».
Николай Бородачев заявил «Известиям», что дирекция студии «дезинформирует правительство», потому что «подобного решения никогда не принималось».
- На данный момент мы готовим ответ на это письмо по просьбе Министерства культуры. Я не знаю, есть ли у «Ленфильма» юристы, но с правовой точки зрения это письмо полностью безграмотно. Практически государь Пичугин просит правительство вынудить Госфильмофонд заключить контракт с «Ленфильмом». Это разуму непостижимо,- считает глава Госфильмофонда.
Сторонники возвращения коллекции считают, что юридические трудности могут быть просто преодолены волевым решением главы страны.
- Я подпишу это письмо, так как на данный момент происходит странноватый бюрократический смешной рассказ, когда правительственное решение не исполняется, - считает кинорежиссер Алексей Герман. - Есть принятая всеми стратегия развития студии, и полностью непринципиально, что вопросец передачи прав не оформлен в виде документа. Я не думаю, что контракт заключить чрезвычайно трудно.
Сценарист Светлана Кармалита заявила о том, что в летнюю пору 2013 года директор Госфильмофонда Николай Бородачев обещал подписать документы о передаче прав на «золотую коллекцию» «Ленфильма».
- В некий момент всё застопорилось, - недоумевает Светлана Кармалита. - На данный момент я собираюсь обращаться к худрукам театров, директорам музеев и остальных культурных институций, чтоб они вступились за «Ленфильм». Надеюсь, что художественная интеллигенция Петербурга нас не оставит, по другому теряется весь смысл существования студии. На данный момент нам тривиально не хватает средств на создание кино.
Кинорежиссер Юрий Мамин считает, что передача «золотой коллекции» не поможет студии, так как «Ленфильм» для начала должен сделать свое создание.
- Я вообщем сомневаюсь, что передача прав может состояться. Там таковая непростая система договоров, накопившаяся за годы, что надеяться на решение президента навряд ли стоит, - произнес создатель «Окна в Париж». - Я думаю, потребуются долгие судебные разбирательства.
Кинорежиссер Александр Сокуров считает, что передача прав на коллекцию «Ленфильма» станет для Госфильмофонда безболезненной.
- Госфильмофонд финансируется отдельной строчкой бюджета страны. Для чего ему эти гроши? - интересуется Сокуров. - А «Ленфильму» миллионы рублей раз в год могли быть суровым подспорьем.
Продюсер Сергей Сельянов сказал «Известиям», что выйдет из состава совета директоров студии, ежели права на «золотую коллекцию» не будут переданы «Ленфильму».
- Я давал согласие на членство в совете лишь при условии, что доходы от коллекции будут поступать в студию, - сказал Сельянов. - Без внебюджетных поступлений развитие очень затруднено. Естественно, кредит нам посодействовал, но необходимо держать в голове, что растрачивать кредитные средства нужно чрезвычайно осторожно и они навряд ли посодействуют вернуть студию.
«Известия» обратились за комментарием к председателю коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константину Трапаидзе с просьбой прояснить сложную юридическую ситуацию.
По словам юриста, представители Госфильмофонда «немного лукавят», когда молвят о правовых сложностях передачи прав от гос структуры к личной.
- Почти все муниципальные организации делают постоянные отчисления правообладателям - родственникам создателей. Для этого в договоре указывается, что в дальнейшем все отчисления должны перебегать определенному лицу, - заявил Константин Трапаидзе.
В 2003 году на основании указа президента № 389 от 4 апреля 2001 года («О реорганизации федеральных муниципальных киностудий») санкт-петербургская муниципальная студия «Ленфильм» была подготовлена к реорганизации в открытое акционерное общество.
Так как личная компания (хотя 100% ее акций и принадлежат государству) по закону не имеет права владеть фондами, они были разделены от студии в специально сделанное ФГУП «Фильмофонд студии 'Ленфильм'. Позже предприятие было упразднено, а коллекция перебежала к ФГУП 'Объединенная муниципальная киноколлекция', а еще позднее стала собственностью Госфильмофонда РФ.