19 июня героем вечера в Столичном международном доме музыки станет известный скрипач Максим Венгеров, который будет солировать в Концерте № 5 Моцарта, а во время выполнении симфонической сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова встанет за дирижерский пульт оркестра «Русская филармония». Накануне выступления музыкант встретился с корреспондентом «Известий».
- Этот концерт назвали «публичным госэкзаменом»: практически на днях вы закончили Муниципальный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова по классу дирижирования. «Шехерезада» - ваша дипломная работа?
- Да. Это неповторимое сочинение, в каком я смогу стать сходу в 2-ух ипостасях: как скрипач и дирижер. Практически никто в таком виде не исполняет это произведение: я читал, что в один прекрасный момент это сделал Эжен Изаи. Для публики это собственного рода суровое музыкально-классическое шоу.
- Вы 5 лет обучались у известного маэстро Юрия Симонова. Как издавна вы знакомы?
- Меня с ним связывает долголетнее сотрудничество: играл с ним в 1-ый раз в Италии, когда мне было 13 лет. К тому выступлению я был должен выучить скрипичный концерт Прокофьева за три дня, в поезде. Когда приехал в Италию, отлично знал свою партию, но, к огорчению, не знал место, где должен вступать. Юрий Иванович по-отечески ко мне отнесся. Произнес: «Ты на меня смотри». В итоге всё удалось. Мне чрезвычайно подфартило с маэстро.
Видимо, так распорядилась судьба, что дирижированию я был должен обучаться конкретно у него. Он не только лишь необыкновенный музыкант, понимающий фаворитные традиции, да и броский представитель 2-ух школ дирижирования: российской и германской. Его учителем был Николай Семенович Рабинович, который был творческим праправнуком знаменитого австрийского дирижера Феликса Мотля.
С Юрием Симоновым я встречался не только лишь в институте, да и в Будапеште, в Лондоне - везде, где наши графики пересекались. Я не раз играл с оркестром под его управлением. Наши дела наиболее чем 20-летней давности, теплые и дружеские.
- Планируете продолжить дирижерское образование?
- Желаю еще поучиться у Юрия Ивановича. К истинному времени я освоил довольно большой симфонический и оперный репертуар. Но познания, которыми владеет Симонов, - это просто пучина. Потому планирую поступить в аспирантуру. Дирижер - профессия всей жизни, потому спешить тут не надо.
- 20 июня вы дадите мастер-класс ученикам Центральной музыкальной школы при Столичной консерватории. Что важнее всего донести до молодых музыкантов?
- Преподаватель - одна из ответственнейших профессий. Когда ты солист либо дирижер, максимум, что случится опосля плохого концерта, - тебя больше не пригласят выступать. Когда мы имеем дело с юными исполнителями и в особенности с детками, то берем на себя ответственность за развитие юного музыканта. Полчаса, что продолжается мастер-класс, достаточно большой период времени, за который можно малыша или вдохновить, или одним либо 2-мя словами совсем уничтожить в нем желание заниматься музыкой.
Я был очевидцами и таковых мастер-классов, и из их вывел себе, что должны быть сказаны правильные слова. Чрезвычайно принципиальна психология. За 1-ые три минутки видно, что необходимо огласить либо как необходимо показать, либо необходимо ли вообщем демонстрировать.
Естественно, Россия славится своими профессорами-музыкантами. Весь мир рукоплещет нам и восторгается нашей школой, а именно, скрипичной. Я сам выходец из наилучшей скрипичной школы доктора Захара Брона. И этот мастер-класс - продолжение традиций. Мне отрадно будет побывать в ЦМШ, где я обучался 3,5 года. Чрезвычайно жду этого момента.
- Есть ли планы возглавить какой-либо оркестр?
- На данный момент у меня нет собственного оркестра: поступают предложения, но я отказываюсь из-за концертного графика, у меня 70-80 концертов в год. Нередко я совмещаю две профессии: в первом отделении играю как скрипач большой концерт с дирижером. Во 2-м дирижирую симфонией. Уже есть коллектив, с которым я повсевременно сотрудничаю, - Оксфордский филармонический оркестр. С ним я записал собственный 1-ый диск как дирижер и скрипач -концерт Брамса и «Шотландскую симфонию» Мендельсона. В последующем сезоне у меня с сиим оркестром будет увлекательная программа: 1-ая версия скрипичного концерта Сибелиуса и «Фантастическая» симфония Берлиоза. Позже, может быть, Девятая симфония Брукнера. Он один из моих любимейших композиторов. Симфонии Малера желал бы исполнить, также симфонии Шостаковича, которыми дирижировал прославленный Ростропович, мой учитель. Общение с ним стало для меня одним из поводов взяться за дирижерскую палочку.
- На ваш взор, как оправданны акции протеста, которые устраивают в Европе против российских музыкантов за их политические воззрения, а именно, пикеты против Валерия Гергиева?
- Музыка вне политики. Я не отстаиваю никаких политических взглядов. Я счастлив, что занят лишь скрипкой, дирижированием, преподаванием. Но я уважаю мировоззрение людей, считающих, что при помощи музыки можно отстаивать политические взоры.
- В августе для вас исполнится 40 лет. Планируете устроить юбилейный тур?
- Я не люблю справлять свои дни рождения. Больше люблю отмечать юбилеи композиторов. В последующем году - 150-летие Яна Сибелиуса и Карла Нильсена. Вот это даты, это юбилеи (смеется). Но у меня всё же будет на 40-летие сольный концерт в Швейцарии на берегу озера.
- Какие действия в вашей жизни за крайние 10 лет вы считаете главными?
- Самое основное то, что я женился, у меня родились две девченки. Детки - будущее, мое и моей супруги. Я думаю о их музыкальном развитии. В наш прагматичное и проблематичное время музыка - отдушина. Для деток большущее счастье знать, что такое музыка. Такое счастье выпало мне, так как я родился в музыкальной семье. Я желал бы им это передать.
Что касается других сфер жизни - я чувствую себя не посреди, а даже поближе к началу собственного развития. Есть огромные планы, остается надеяться, что Бог даст годы, чтоб их воплотить.