'Времена года' со скоростью звука

На звуковой карте Москвы фестиваль древней музыки, да к тому же в таковых масштабах, возник в первый раз. Местом деяния был избран наряженный Овальный зал усадебного дворца в Архангельском с очень пригодной акустикой для выполнения барочных произведений на древних инструментах. Музыкальный форум, ставший частью новейшей культурной политики Подмосковья, прошел под патронатом губернатора Столичной области Андрея Воробьева.

Добраться до Архангельского в будний вечер - а фестиваль раскрывался в среду - задачка не из легких, даже при условии наличия собственного кара. Может быть, у организаторов еще будет время обмыслить инфраструктурные тонкости до последующего года, ориентируясь на положительный тут опыт проходящей тут же «Усадьбы Jazz». Сегодняшний фестиваль стартовал в дни, когда Москва била очередной температурный рекорд, а окна в зале приходилось держать закрытыми, чтоб пение местных птиц не отразилось на качестве записи для трансляции, которую вела радиостанция «Орфей», но что все эти детали по сопоставлению с возможностью услышать великую музыку так, как она полностью могла звучать во времена Вивальди либо Генделя?

Старт фестивальной програмке отдал скрипач Джулиано Карминьола совместно с ансамблем Musica Viva и его бессменным фаворитом виолончелистом и дирижером Александром Рудиным. Седовласый итальянец играл концерты Антонио Вивальди изящно, трепетно и темпераментно. Деликатные окончания фраз, безупречные трели и точный штришок синьор Карминьола соединял с звонким ритмичным потопыванием ногой, тем привнося в свое выступление элементы чуток ли не бибопа. Во 2-ой вечер скрипач играл в одиночестве, разбавив Вивальди произведениями Телемана, Иоганна Себастьяна Баха и Генриха фон Бибера. На сто процентов уйдя в себя, он при помощи собственной скрипки работы известного древнего профессионалы творил пронзительную красоту умопомрачительно аутентичного характеристики.

Последующую смысловую вершину фестиваля образовало выступление музыкантов Берлинской академии древней музыки (Akademie fuer Alte Musik Berlin, либо, как именуют их фанаты, Akamus). Лауреаты Grammy, дающие наиболее 100 концертов в год, совместно с сопрано из Нидерландов Йоханнетт Цомер показали кантатную сторону барокко. Вокальную линию схватила Юлия Лежнева, по праву считающаяся одной из наилучших исполнительниц барочной музыки в мире. В сопровождении камерного оркестра Musica Viva госпожа Лежнева профессионально управлялась с россыпью стремительных пассажей, которыми щедро сдабривали свои арии барочные композиторы. Но подлинное величие и тончайшую детализацию цветов певица показала в арии Ипполиты из оперы «Геркулес на Термодонте» все такого же Вивальди со настолько соответствующим для барочной эстетики эффектом эха. Феноменальной виртуозности арию Арбаче, написанную некогда Риккардо Броски специально для собственного брата, знаменитого певца-кастрата Фаринелли, Лежнева спела бесстрашно и красиво, как и подобает диве высокого класса. На бис певица исполнила узнаваемую с первых нот «Lascia ch`io pianga» из оперы «Ринальдо» Генделя.

Итальянскому ансамблю Il Pomo d`Oro из Венеции и его неизменному солисту скрипачу Дмитрию Синьковскому, выступавшим на последующий день, удалось в, казалось бы, уже ставшие мейнстримом «Времена года» Вивальди вдохнуть кипучую жизнь и перевоплотить издавна знакомый опус в остросюжетный бестселлер с неожиданным финалом. Музыканты выдавали на пассажах такую безрассудно головокружительную скорость, что позавидовала бы даже Ванесса Мэй. Это не постоянно шло на пользу чистоте интонирования, но все огрехи искупались обезумевшим характером солиста и его мятежной энергетикой. В некий момент показалось, что это совсем не Вивальди, а варианты на темы его произведений Джона Адамса либо Альфреда Шнитке. Сюрприз ожидал слушателей в самом финале концерта, когда пружинистый, как будто мяч, с рокерскими выбритыми висками и хвостиком Дмитрий Синьковский на бис вдруг запел, обнаружив приятный контратенор.

На закрытии фестиваля древней музыки выступил титулованный ансамбль Europa Galante под управлением скрипача и дирижера Фабио Бьонди. Названный «Галантной Европой» в честь рафинированной оперы-балета французского композитора Андре Кампра, датированной 1697 годом, камерный оркестр возник в 1990 году и на данный момент считается влиятельнейшим интерпретатором итальянской барочной музыки. Для российского дебюта музыканты избрали произведения, составляющие квинтэссенцию зрелого и позднего итальянского барокко: декоративную Симфонию для струнных фа-мажор Джованни Баттисты Саммартини, трагедийную «La Follia» Франческо Саверио Джеминиани, имя которого практически непонятно российской публике. Особенный энтузиазм вызвала программная смышленая сюита первой половины XVIII века под заглавием «Burlesque de Quixotte» германского музыкального живописца Георга Филиппа Телемана, который одним из первых обратился к роману Сервантеса и сделал блестящую светскую зарисовку незадачливого бойца с ветряными мельницами. Но собственный настоящий класс музыканты во главе с темпераментным Фабио проявили - нужно огласить, прогнозируемо - в концертах для скрипки Антонио Вивальди и «Concerto grosso» Арканджело Корелли.

Derdiz.ru © Шоу-бизнес и люди, события культуры, знаменитости.