Канны-2014: 'Левиафан' - новейший российский шедевр

«Левиафан» Андрея Звягинцева - это трезвая и убедительная трагическая драма о коррупции и ужасе в современной России, действие которой разворачивается в дальной заброшенной глубинке. Может показаться, что на создание этого кинофильма создателя вдохновил Ветхий Завет и Элиа Казан (Elia Kazan). Сначала этот кинофильм больше припоминает обычную драму о небольшом человеке, который вступает в борьбу с гос машинкой. Но потом он перебегает в несколько иную плоскость, где человеку приходится биться с самым массивным, самым ожесточенным и свирепым правительством из числа тех, что есть на свете - и финальная череда разрушений и утрат, непременно, перекликается с финалом кинофильма Тарковского «Жертвоприношение».

«Левиафан» сыгран и снят с большой претензией, его действие развивается медлительно и нерасторопно, временами перемежаясь моментами высочайшего напряжения и тревожного ожидания. Создатель кинофильма не побоялся включить в него масштабные символические сцены и возвышенные образы - к неким из их я отношусь достаточно скептически, но они продолжают жить и пульсировать в моей памяти спустя много часов опосля его просмотра. В «Левиафане» мы сталкиваемся с совсем классным мастерством Романа Мадянова, сыгравшего коррумпированного мэра, который чрезвычайно припоминает мерзкую реинкарнацию Бродерика Кроуфорда (Broderick Crawford) из классического кинофильма «Вся царская рать» (All the King's Men) 1949 года, через которую проглядывают некие намеки на Бориса Ельцина. Ранее кинофильма я никогда не слышал о этом российском актере. Его блестящая игра принудила меня пожалеть, что в Каннах не дают заслугу за лучшего актера второго плана.

Основной киногерой, Коля (Алексей Серебряков) - автомеханик, у которого есть прекрасная супруга Лиля (Лена Лядова) и сын-подросток от первого брака Рома (Сергей Походаев). Так случилось, что его скромное жилье оказалось на земляном участке премиум-класса - в прекрасном прибрежном уголке девственно незапятанной природы на северо-западе России. Коррумпированный мэр Вадим (Мадянов) желает отнять эту землю, чтоб выстроить на ней свою шикарную дачу, и подписывает ордер о принудительном отчуждении: практически он покупает этот неоценимый участок земли за совсем смешные средства. Но Коля просит о помощи собственного бывшего армейского друга Дмитрия (Владимир Вдовиченков), который уже успел стать удачным столичным адвокатом. Он приезжает в этот отдаленный уголок России с папкой компромата на Вадима, который, как он обещает собственному старенькому другу, должен вынудить Вадима отойти. Но скоро становится ясно, что Дмитрий приехал совсем не за тем, чтоб вернуть землю собственному другу. И его мотивы оказываются совсем не таковыми, какими они представляются на 1-ый взор.

В «Левиафане» мы сталкиваемся с миром, которым управляют спившиеся, погрязшие в депрессии и брутальные люди - обратите внимание на блестящую сцену, в какой опьяненные Коля и Вадим спорят глубочайшей ночкой. Позднее Коля отчаливает со своими товарищами пострелять: они берут с собой много водки и ружья, а какой-то из них даже прихватывает собственный старенький Калашников - и в качестве мишеней они употребляют портреты русских фаворитов, от Брежнева до Горбачева. Портрета Ельцина, который мучился алкоголизмом, посреди их нет, и тот юноша, который их привез, говорит, что он желает пока приберечь портреты наиболее современных фаворитов - до того момента, когда их деятельность можно будет разглядывать в исторической перспективе. (Портрет сегодняшнего президента России, Владимира Путина, робко висит на стенке шикарного кабинета Вадима.) Чиновники повсевременно молвят о российском уголовном кодексе, цитируя сборник законов. Но все это кажется меркантильной бессмыслицей. Основное в этом мире - это средства и власть. В сценах в зале суда, которые мы лицезреем сначала и конце кинофильма, председатель суда невнятно зачитывает обвинения и вердикты при помощи бота. Полнейший абсурд.

Коля оказывается в самом центре бури отравленной судьбы. Коля - бедный человек, который по прихоти удачи является владельцем того, чем желают обладать все - прекрасной супруги и ценного имущества. Он оказался под прицелом самых небезопасных сил современной России: умных адвокатов, богатых политиков, заносчивых священников - Вадим тесновато дружит с холодно догматичным православным священником, который с презрением относится к компрометирующим откровениям этого политика. С иной стороны, Дмитрий утверждает, что как юрист он заинтересован лишь в фактах. Бедный Коля оказывается жертвой событий, разворачивающихся за его спиной: главные сцены и действия происходят за кадром, хотя додуматься о том, что вышло, совершенно несложно.

По словам режиссера, заглавие кинофильма частично является аллюзией к «Левиафану» Гоббса, классическому труду о последствиях подчинения собственной свободы центральному правителю ради сохранения мира и порядка в обществе. Коля ощущает, что он уже почти все дал собственному государству с его изворотливыми полицейскими и коррумпированными политиками. Но Левиафан также обозначает кита: в кинофильме мы лицезреем, как множество китов в буквальном смысле садятся на мель, а один кит выводит потомство. Священник, как будто бы пришедший к нам из романов Достоевского, ведает Коле о преодолении всех испытаний, подобно Иову, о руководстве воле Бога, такому же всевластному, как это большущее морское животное: «Ты можешь-ли Левиафана на уде вынуть на брег?» Тем более, Коля становится не Иовом, а выбросившимся на берег китом, владеющим большой силой, которая бесполезна на суше: огромным, инертным животным, которое лишь ожидает, когда погибель положит конец его мучениям.

«Левиафан» - это внушающий ужас и отвращение кинофильм, собственного рода возвращение к прежним темам Звягинцева и уход от наиболее узенькой темы драмы, воплощенной в его прошлом кинофильме «Елена». В этом кинофильме чувствуются большие амбиции и масштаб. Основная масса синематографа наслаждается наиболее узенькими темами и комфортными сюжетами - маленькая рыбешка. «Левиафан» ставит впереди себя наиболее масштабные цели. Это по-настоящему превосходный кинофильм.

Derdiz.ru © Шоу-бизнес и люди, события культуры, знаменитости.