Идет лавина

Может быть, фестиваль перенастраивает зрительскую оптику, но кажется, что киноленты «Особого взгляда» наиболее камерные, чем картины основного конкурса. Система субъективных оценок и прогнозов работает в этих програмках по-разному. Киноленты конкурса невольно ранжируются проф публикой (а иной в Каннах фактически нет) по художественному масштабу и, ежели случится, новаторству. В «Особом взгляде» ценнее тонкость.

«Форс-мажор» Рубена Остлунда - картина камерная и узкая. Сюжет - 5 дней, проведенных на альпийском горнолыжном курорте рекламно образцовой шведской семьей (прекрасные супруг и супруга лет 35, двое очаровательных детей-дошкольников). На 2-ой день во время обеда на террасе контролируемый службами курорта сход лавины чуть не оборачивается катастрофой. Гости ресторана в панике, мама пробует защитить деток, а отец бежит. Его трусость угрожает развалом семьи. Но ровно в тот момент, когда зритель уже приготовился к тяжеленной психической драме, Остлунд практически незаметно переводит действие в комедийный регистр, вводя новейших персонажей, с которыми герои дискуссируют сложившуюся ситуацию. Кинофильм оказывается саркастичным по отношению не только лишь к буржуазной семье, да и к жанру домашней драмы, критикующей буржуазные ценности.

Таковой же безупречный баланс меж сарказмом и драматизмом был в «Лурде» (2009) Джессики Хауснер, недооцененной Венецианским кинофестивалем картине о чуде исцеления в именитом паломническом центре. Сейчас в каннском «Особом взгляде» Хауснер показала «Безумную любовь» (Amour Fou) - историю двойного самоубийства поэта-романтика Генриха фон Клейста и его платонической любимой, страдающей от ипохондрии. Это изысканно декоративный кинофильм, идеальный формалистский этюд, не оставляющий зрителю ни мельчайшего шанса для сопереживания персонажам. Тяжело огласить, много ли тут драматичности, но от вида одних лишь обоев, набросок которых делает трехмерную иллюзию, можно сойти с мозга и застрелиться.

Меж тем в конкурсе уже проявили восемь кинофильмов из 18-ти, но каннское расписание, как традиционно, выстраивается так, что говорить о событиях пока не приходится - пик фестиваля впереди.

По оценкам интернационального жюри прессы журнальчика Screen (выходящего во время фестиваля раз в день), пока лидируют красочный «Мистер Тёрнер» Майка Ли и «Зимняя спячка» (Winter Sleep) каннского завсегдатая из Турции Нури Бильге Джейлана - долгая (3 часа 16 минут) разговорная драма с отчетливыми чеховскими мотивами. У обеих картин средняя оценка 3,6 по четырехбалльной шкале.

Внизу критического рейтинга с оценкой 1,6 претенциозный и вымученный триллер Атома Эгояна «Пленница» (The Captive) и «Сен-Лоран» Бертрана Бонелло, который смотрится как пародийный повтор его предшествующего каннского кинофильма «Дом терпимости», лишь заместо борделя времен Belle Epoque сейчас известный престижный дом, переживший расцвет в 1970-х, а заместо маньяка-садиста - самовлюбленный кутюрье в выполнении Гаспара Ульеля.

Сюжет «Сен-Лорана» второстепенен, для Бонелло важнее атмосфера прекрасного увядания: на этот раз - закат не эры, а художника, который теряет контакт с реальностью. Ну а кто бы не растерял, когда вокруг вьются изысканно одетые Леа Сейду, Жасмин Тринка, Валерия Бруни Тедески и еще дюжина шикарных моделей, хотя Сен-Лоран употребляет их только для воплощения дизайнерских фантазий, а интересуют его только мужчины, выставленные в кинофильме персонажем Луи Гарреля, который призван воплотить все самое пошлое, что есть в гей-культуре, и французские бульдоги, которым дизайнер дает кличку Moujik. До середины кинофильма Бонелло очевидно сдерживается, но позже Сен-Лоран начинает идти вразнос, глотать горстями пилюли и запивать их виски, и картина ухает в наркотическое дефиле, которое, кажется, не закончится никогда.

Самый зрительский кинофильм конкурса - аргентинские «Дикие истории» (Relatos Salvajes) Дамиана Шифрона, сборник анекдотов, объединенных темой бытовой мести. В первой новелле пассажиры терпящего крушение самолета в страхе узнают, что командир экипажа - человек, которого они все так либо по другому обидели. А когда в кабину стучится психотерапевт, объясняя, что во всех бедах капитана виноваты предки, самолет как раз пикирует на виллу благообразных пожилых людей. Дальше в ассортименте дорожный конфликт, свадьба и - в качестве кульминации - история взрывотехника, доведенного до бешенства городской службой эвакуации автотранспорта (сюжет, который в особенности полюбится столичной публике, ежели «Дикие истории» доедут до российского проката).

Суровый мейнстримный вестерн Томми Ли Джонса «Местный» (The Homesman) с Хилари Свонк и самим режиссером в основных ролях с треском проигрывает на жанровом поле внеконкурсному хиту первых фестивальных дней - «Спасению» (The Salvation), спагетти-вестерну по-датски. Уже по слогану «Плохие люди истекут кровью» понятно, что режиссер Кристиан Лёвринг, один из соратников Ларса фон Триера по известному манифесту «Догма-95», иронически отработает все вероятные жанровые клише. И слоган не обманывает. Мадс Миккельсен и Ева Грин (которая за весь кинофильм не говорит ни слова, так как у ее героини вырезан язык) принуждают нехороших людей кровоточить так, что в отличие от коллекций Ива Сен-Лорана на это можно глядеть нескончаемо.

Канны

Derdiz.ru © Шоу-бизнес и люди, события культуры, знаменитости.