Мысль фестиваля витала в воздухе: в Монтекатини Терме на инерции конца 80-х Никита Михалков снял кинофильм «Очи черные» по рассказам Чехова с Марчелло Мастроянни и Леной Сафоновой в основных ролях. Ректор Ипполитовки, скрипач и художественный шеф Столичного молодежного камерного оркестра Валерий Ворона практически случаем проникся гением места и совместно с итальянскими сотрудниками попробовал в прошедшем году устроить фестиваль. В этом, при поддержке Форума-диалога «Россия-Италия», фонда «Русское исполнительское искусство», мэрии Монтекатини Терме и почти всех остальных заинтересованных попробовал снова, и стало разумеется, что этот праздничек нужен решительно всем.
К примеру, русским артистам, собиравшим аншлаги, аплодисменты и пригоршню удивлений от далековато не доверчивой, в общем-то, публики. Либо итальянским отцам городка Монтекатини Терме во главе с схожим на Дон Кихота мэром Джузеппе Беланди. Фестиваль нужен профессиональным российским и итальянским детям, для которых предусмотрены мастер-классы и отдельный сводный концерт. И, в конце концов, он нужен публике, с которой на фестивале случались метаморфозы.
Томную артиллерию академической музыки представлял мэтр российской скрипичной школы Виктор Третьяков с Натальей Лихопой - виртуозность звезд задала масштаб событию. Универсалами, способными погружать в глубины классики и быть естественными в современном репертуаре, проявили себя виолончелист Борислав Струлев и баритон Дмитрий Риберо. По слухам, соорганизатор фестиваля, итальянский оргкомитет «Королевское лето», не очень желали созидать российский джаз - «у нас много своего». Но в итоге вечер с русским джазом стал одним из самых громких, и вот почему. В первом отделении на сцену вышел вокальный ансамбль «Бабье лето» с джаз-оркестром и Валерием Гроховским за роялем. Фрагменты из «Времен года» Чайковского, народные мелодии и песни обрядились в джаз как в павловский платок. Разложенная в полифонию и наращенная джазовыми синкопами обычная мелодия прорывалась в новое место, попутно зажигая зал. Вот что любопытно: чадолюбивые итальянцы привели на концерт в театр Верди два класса буйных подростков лет 12. Итак вот весь этот отряд позабыл друг про друга и про айпады, замерев на «Не во горенке свеча горит».
Нотку светского оперного шика для взрослых внесла Мария Максакова, балансирующая меж академичным пением и русскими романсами. Но базой, цементом и главной опорой фестиваля стал Столичный молодежный камерный оркестр с дирижером-трудоголиком Сергеем Михеевым. В самых ответственных вариантах его подменял за дирижерским пультом опытнейший мэтр и худрук оркестра Валерий Ворона, тот локомотив фестиваля. Что принципиально, молодежный оркестр играл каждый вечер новейшую програмку с разбросом от Чайковского и Массне до Иоганна Штрауса и Гершвина, а такую роскошь может дозволить для себя не всякий взрослый оркестр. Огласить, что они несли просветительскую функцию - высокопарно, и итальянцы, естественно, не научились выговаривать фамилию «Khatchaturian», но именитый вальс к лермонтовскому «Маскараду» стал для их огромным открытием.
Вообщем публика у фестиваля смешанная - итальянцы, российская диаспора, приехавшие на местные воды европейские туристы. С первых же концертов они исправно заполняли залы Терме Теттуччо, камерный Регина, где не хватало мест, театр Верди, а с середины фестиваля наслушавшийся концертов мэр отдал «Очам черным» карт-бланш, объявив оставшиеся концерты бесплатными. А вопреки тревожной новостной ленте фестиваль почтили вниманием не только лишь граф Петр Петрович Шереметьев и наследник-полный тезка поэта Миша Лермонтов, чей 200-летний юбилей стал принципиальной темой фестиваля, да и представители царевича Монако Альбера II и царевич Карл Вильгельм фон Пройссен. Когда его светлость Карл Вильгельм аплодировал «Дню победы», неизбежному на концерте 9 мая, стало совсем ясно, что «Очи черные» - событие еще больше, чем светское.