Поставив на открытие «Принцессу Монако» - кинофильм, у которого есть трудности с южноамериканским прокатом (обладатель прав, продюсер Харви Вайнштейн, категорически не доволен данной версией монтажа), и который категорически не принят семьей Гримальди (другими словами наследниками основных героев картины), директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо, конечно, рассчитывал ежели не на скандал, то на бурный всплеск чувств. И он его получил. Таковых дружных «бу-у-у» и такового громкого свиста на показе для прессы Дворец фестивалей не слышал издавна.
Меж тем кинофильм по крепкому сценарию Араша Амела с красивыми актерами (принцесса Грейс - Николь Кидман, князь Ренье - Тим Рот) и пусть не выдающейся, да и не самой провальной режиссерской работой Ольве Даана - полностью, что именуется, кондиционный. Так что, вероятнее всего, это был не столько «художественный», сколько «политический» свист.
В картине рассказывается о одном из самых драматичных моментов как в отношениях меж княжеством Монако и Францией, так и в жизни актрисы Грейс Келли, ставшей женой царевича Ренье за 6 лет до описываемых в кинофильме событий. Она любит царевича и счастлива, у нее очаровательные детки и один из наилучших в мире видов из окна, но южноамериканское свободолюбие, врожденный демократизм и неутоленная жажда лицедейства дают о для себя знать. А поэтому, когда ее возлюбленный режиссер Альфред Хичкок дает ей главную роль в кинофильме «Марни», Грейс, даже понимая, какие пересуды это вызовет при дворе, хочет согласиться.
Но, как произнесли бы современные кинематографисты, мешает «плохой тайминг». Конкретно в этот момент у Монако начинается налоговый конфликт с Францией, грозящий вырасти в открытую войну (читай: аннексию малеханького независящего страны). И Грейс отрешается от кинофильма Хичкока, чтоб сыграть важнейшую роль собственной жизни: преданной супруги и патриотки новейшей родины.
Понятно, что в разразившемся сначала 60-х политическом упадке, поточнее - в его преодолении, принцесса Грейс вправду сыграла важную роль. В этом кинофильм не соврал. Но есть аспекты, в каких Даан, по его собственному признанию, ради усиления художественного эффекта допустил некорректности.
К примеру, Хичкок не прилетал в Монако со сценарием (как это показано в кинофильме), а говорил с Грейс по телефону. И генерал Де Голль не приезжал в Монте-Карло, чтоб в разгар кризиса принять роль в организованном принцессой благотворительном балу. И ежели допуск с Хичкоком полностью невинен, то Де Голль на этом самом балу больше похож на туповатого прусского генерала времен Первой мировой, чем на 1-го из самых мощных политиков ХХ века и фаворитных во Франции президентов.
В чем еще можно упрекнуть режиссера - так это в злоупотреблении сверхкрупными планами Николь Кидман. Все-же Грейс Келли в тот момент было слегка за 30, а Кидман - значительно больше, на чем создатели поневоле акцентируют внимание публики.
Но зато общественная атмосфера: предощущения вероятной войны меж людьми, говорящими на одном языке, шпионских и политических интриг, настроя малеханькой страны, готовой противостоять большой злости, - все это передано в кинофильме очень внушительно.
Режиссер Ксавье Даан, вообщем, утверждает, что снимал не политическую историю - для него весь этот антураж кризиса пригодился, чтоб поглубже раскрыть нрав героев.
Как поведала Кидман на пресс-конференции, она издержала 5 месяцев, чтоб пересмотреть все киноленты с Грейс Келли (возлюбленный, конечно, «Окно» Хичкока) и хронику, запечатлевшую принцессу в ежедневной жизни. Примеряла на себя ее глас, походку, манеры. И пробовала осознать: вроде бы она сама поступила на ее месте.
Кидман считает, что история Грейс Келли - это история дамы, которая в проблеме «любовь либо творчество» избрала любовь. У самой Кидман, по ее словам, ситуации подобного выбора не было. Но случись такое, она, как и ее героиня, предпочла бы любовь.
На вопросец о неприятии семьей Гримальди кинофильма (исходя из убеждений наследников, он сильно искажает реальность), Кидман ответила, что, по ее мнению, в «Принцессе Монако» нет ничего оскорбительного по отношению к князю и княгине Ренье, и что картина делалась с глубочайшим уважением к обоим супругам. Но в то же время, она осознает, что вынос на экраны домашней жизни родителей постоянно чрезвычайно болезненен для деток.
На премьере, невзирая на то, что путь из Монако в Канны занимает минут 40 на машине, никого из Гримальди не было. А у всех, входивших во время церемонии открытия в фестивальный дворец, сумки инспектировали в особенности кропотливо, видимо, боясь провокаций.
Но ежели съемочная группа и беспокоилась, то публике это не демонстрировала. Кидман была по- истинному царственна, и когда ведущий церемонии открытия, французский актер Ламбер Вилсон, заявил, что желает исполнить мечту всей собственной жизни, спустился со сцены в зал и пригласил Николь на танец, она искрометно ему подыграла, и пара станцевала прямо в проходе меж рядами. Бурных оваций, вообщем, опосля завершения кинофильма не последовало.
Ударным обещает стать закрытие фестиваля. Опосля того как раздадут призы, будет показана отреставрированная версия кинофильма Серджо Леоне «Пригоршня долларов» (1964) с Клинтом Иствудом в главной роли. А представит картину Квентин Тарантино - большой фанат жанра спагетти-вестерн и один из основных любимцев Каннов.
Но ранее еще далековато: впереди напряженное состязание кинофильмов 18-ти сильнейших режиссеров мира, включая нашего Андрея Звягинцева. Его «Левиафан» замыкает официальный конкурс. Жюри в этом году возглавляет Джейн Кэмпион.
Параллельно с конкурсными и спецпоказами в Фестивальном дворце Каннов будут идти и показы рыночные, ведь не будь тут кинорынка, известного каннского Marchedu Film, фестиваль на Лазурном берегу не достиг бы таковой славы и могущества. Рынок - не только лишь два этажа Дворца фестивалей, да и расположившиеся вдоль моря белоснежные шатры государственных павильонов. Уже семь лет находится посреди их и российский. Тут интересующиеся синематографом Восточной Европы могут получить из первых рук информацию о новейших российских проектах. Продюсеры представляют уже снятые либо еще пока находящиеся в производстве киноленты в надежде заинтриговать международные фестивали и, может быть, отыскать софинансирование за рубежом.
Ежели ранее на церемонии открытия павильона ограничивались приветственными речами, то в этом году программа уплотнилась так, что уже открытие включило в себя бизнес часть. Это презентация Санкт-Петербургского Медиафорума (1-9 октября 2014-го), который, как и Российский павильон в Каннах, курирует глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе, и который будет включать три необъятные секции: кино, ТВ, новейшие медиа, также представление новейшего кинофильма режиссера Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь».
Это кооперативный российско-украинский проект, основная героиня которого - именитая женщина-снайпер Людмила Павличенко, сражавшаяся в Великую Русскую, участвовавшая в битве за Севастополь, также ездившая в составе русской делегации в США - агитировать за открытие Второго фронта. Кинофильм основан на настоящих событиях, главную героиню играет Юлия Перисильд. В первый раз проект был представлен в Российском павильоне ровно годом ранее, по этому найдены украинские партнеры, а на данный момент съемки идут уже полным ходом. Планируется, что еще через год кинофильм покажется на экранах.