За крайние пару лет в Москве выступили почти все оркестры первой мировой 10-ки - Чикагский симфонический, Берлинский филармонический, оркестр Баварского радио, нидерландский Концертгебау. Даже немузыкальные детали их гастролей производили воспоминание. Так, на Чикагский симфонический оркестр студенты консерватории, не попавшие вовнутрь по квоте, неуклюже, но бесстрашно пробирались по крыше вкупе со своими инструментами на очах у публики амфитеатра, наблюдавшей их через большие окна в свете заходящего солнца.
О гастролях Венской филармонии в Москве стало понятно полтора года назад. Билеты на этот титулованный оркестр разошлись бы в любом случае, вне зависимости от цены, как это происходит, к примеру, с выступлениями Анны Нетребко, - ее вокалом крайние годы в Москве по кармашку насладиться только белоснежным воротничкам и чиновникам. Тем удивительнее, что организаторы позаботились о том, чтоб в концертный зал Чайковского попали меломаны со средним достатком - в весеннюю пору в продажу поступили абонементы. Все четыре концерта владельцу места в 3-ем амфитеатре обошлись в 7 тыщ рублей. 40 евро - сравнимая стоимость с домашним концертом оркестра; абонементные билеты были раскуплены здесь же.
Ажиотаж вокруг гастролей Венской филармонии в Москве подогревается к тому же тем фактом, что в самой Вене попасть в Золотой зал Общества друзей музыки (Musikverein) фактически нереально.
Билеты на концерты делятся на несколько абонементов - будни и выходные - и раскупаются задолго до начала сезона владельцами подписки.
Очередь же на саму подписку быть может длиной в пару лет (любопытно, что по такому же принципу распределяются билеты на матчи царского футбольного клуба «Реал Мадрид»). Подписка, другими словами льгота купить билеты, передается из поколение в поколение. Вообщем, счастливый шанс попасть на венских филармоников все-же выпадает, ежели билет на концерт приблизительно за недельку до действия возвращают слушатели-подписчики - тогда его можно попробовать приобрести в кассе.
Оркестр Венской филармонии - самый старенькый из первой тройки наилучших оркестров мира, избранных интернациональный опросом журнальчика Grammophone в 2008 году. Он был основан в 1842 году. В этом рейтинге его опередили наиболее юные Концертгебау и Берлинский филармонический, выступавшие в Москве, соответственно, недельку и пару лет назад.
Вообщем с полной серьезностью к распределению позиций в схожих перечнях относиться нереально - это только часть антуража музыкальной промышленности. Хотя для самого Венского симфонического оркестра антураж и традиции играют главную роль, непременно оказывая влияние и на мифологию коллектива, и на его звук.
У этих австрийцев нет и никогда не было главенствующего дирижера.
До 1933 года оркестр общим голосованием выбирал «абонементного» дирижера, который управлял всеми выступлениями и мог проработать несколько сезонов.
С 1933 года эта практика сменилась, с оркестром каждый год работали несколько дирижеров - приглашенные на сезон либо на определенный концерт либо на гастроли. Посреди их также были те, кто работал с коллективом годами, к примеру, Фуртвенглер сотрудничал с оркестром в общей трудности практически 20 лет; его и называли неофициальным основным дирижером. Самых возлюбленных и уважаемых партнеров оркестранты награждали Золотым кольцом (Ehrenring). Прекрасный символический жест, по сути, утверждал непоколебимость внутренней иерархии - оркестр постоянно важнее того, кто стоит за пультом.
Частично, конкретно этот принцип не дает забронзоветь и музыкально замкнуться в своем консервативном антураже самому старенькому и титулованному оркестру мира.
Сопровождать в столичном вояже венцев будет германский маэстро Кристиан Тилеманн, успевший поработать помощником Караяна, часто выступающий на основных музыкальных фестивалях Европы - Зальцбургском и в Байройте. Золотым кольцом он пока не награжден, но запись его концертных выступлений с оркестром, включающая в себя все симфонии Бетховена - они были сыграны меж 2008 и 2010 годом - почти все критики расценили, как попытку его заполучить (ну либо по последней мере захватить симпатии оркестрантов). Атлетичный Тилеманн вполне шел на поводу у оркестра, исполнив симфонический цикл так, как он мог звучать век назад либо полста лет назад, во времена Караяна либо Карла Бёма.
Как оправданы ожидания и конвертируется ли блестящая история оркестра в качество, станет понятно совершенно скоро. Пока же идущие в соц сетях и офлайн оживленные дискуссии о том, на какие симфонии нужно идти непременно, а какие что можно пропустить, - свидетельствуют о том, что с стилем у венцев на наиблежайшие десятилетия все в порядке.