Эта осень уже стала особой для столичных меломанов - такового количества лучшых иностранных оркестров в Москву никогда не приезжало. Концерт амстердамского Консертгебау - это событие само по себе, но избалованная расписанием столичная публика, похоже, разглядывает его как разогрев к другому поистине титаническому проекту - в конце ноября оркестр Венской филармонии за четыре вечера сыграет в столице все симфонии Бетховена.
Амстердамский оркестр с труднопроизносимым, но на самом деле незамудреным заглавием - Консертгебау в переводе с нидерландского значит «концертный зал» - причисляют к элите симфонических обществ. В разных опросах, которые проводят традиционно европейские и южноамериканские журнальчики классической музыки, он нередко занимает 1-ое место.
Так, в 2008 году знатное английское издание Gramophone расположило оркестр на первую строку рейтинга.
Голландский оркестр в этом году отмечает 125-летний юбилей, в том числе и мировым турне, в рамках которого пройдут концерты в Москве, а его секрет фуррора, по мнению большинства профессионалов, в том, что за всю его длинноватую историю им правили всего 6 дирижеров.
В итоге оркестр различает типичное, эксклюзивное звучание, которое основной дирижер Марис Янсонс именует «рафинированным и тонким». Эти же эпитеты применимы и к самому маэстро Янсонсу, отлично знакомому в России.
Латыш Янсонс получил музыкальное образование в Ленинграде, окончил Ленинградскую консерваторию и конкретно там начинал музыкальную карьеру - своим помощником его провозгласил великий Мравинский. Правда, ранее его увидел иной харизматик - победив на караяновском конкурсе дирижеров в Берлине, Янсонс получил от немца предложение о работе в Берлинском филармоническом оркестре, но русские власти не дали разрешение на договор. Янсонс часто выступает в России.
Не так давно он приезжал в Москву с иным своим оркестром - симфоническим оркестром Баварского радио, который возглавляет уже 10 лет.
Интересно, что в Москве нидерландский оркестр сыграет уже на последующий день опосля выступления в большом зале Петербургской филармонии. Один вечер, включающий в себя 3-ий фортепианный оркестр Бетховена и симфоническую поэму Штрауса «Жизнь героя» (написана композитором специально для Консертгебау) в Большом зале консерватории, а 2-ая симфония Малера прозвучит в Концертном зале имени Чайковского.
Таковой темп и бесстрашие перед акустикой 2-ух совсем различных залов может дозволить для себя лишь уверенный в собственных силах коллектив.
Концерты оркестра Консертгебау включены в програмку года России и Голландии, который на политическом уровне считается безнадежно испорченным, а вот культурной плоскости резких шагов никто для себя не дозволяет. Приезд культового для публики, знакомой с концепцией исторического исполнительства, Амстердамского барочного оркестра в октябре был обширно анонсирован в прессе; правда, постфактум выступление обошли молчанием все обозреватели классической музыки.
Трудно огласить, что конкретно возобладало - деликатность и нежелание портить праздничек либо опрокинутое завышенными ожиданиями разочарование от выступления, в каком, вообщем, удалось блеснуть фаготисту Ваутеру Версхурену - за приручением барочного фагота, издававшего теплый, урчащий звук, публика следила с изумлением.
За броской и насыщенной афишей концертного зала Чайковского просто не увидеть глобальных конфигураций, которые происходят снутри. Уже пару лет филармония ведет прямые трансляции концертов на собственном веб-сайте, но на данный момент вышло небывалое - с установленного в фойе зала большущего экрана сейчас можно следить за всеми концертами онлайн, здесь же стоят стулья, которых, естественно, все равно будет не хватать, но эволюция дела налицо.