В Берлине прошла 26-я церемония вручения призов евро кино, присуждаемых Европейской киноакадемией. Больше всего наград - в 4 номинациях, включая главную, «Европейский фильм»,- досталось картине «Великая красота» Паоло Соррентино. Заслуги за вклад в мировой синематограф отданы Педро Альмодовару и Катрин Денев. Из Берлина - АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Премия кино
Сама церемония прошла очень живо и конкретно, даже невзирая на вмененную всем выходящим на сцену обязанность говорить по-английски. Ведущая - германская комедиантка Анке Энгельке - с самого начала задала антипафосный тон, выразив надежду, что приз в 26-й раз не увезет Михаэль Ханеке. Она остроумно обыгрывала языковые мучения и акценты участников от фламандского до испанского, но все, преодолев трудности перевода, назубок выучили свои роли, при всем этом казалось, что они намеренно слегка коряво импровизируют.
Доказать, что «европейское» не значит «скучное», академия решила, введя в этом году новейшую номинацию «Европейская комедия». Смешнее, чем сами выставленные в ней киноленты (одолела датская «Любовь - это все, что для тебя нужно» Сюзанны Бир), оказалось выступление директора Берлинале Дитера Косслика, очевидно несостоявшегося комедийного актера. Он сказал, а именно, смешной рассказ про Ангелу Меркель, которую приостановили в Афинах на паспортном контроле с вопросцем «Какова цель вашего визита? Оккупация либо отпуск?».
Началась церемония награждением знаменитого Эннио Морриконе как лучшего композитора года. Первым чувственным пиком стал выход на сцену Педро Альмодовара в окружении свиты обожающих его артистов обоего пола - от горбоносой, как будто с картины Пикассо, Росси де Пальмы до Анхелы Молины, некогда «смутного объекта желания» Бунюэля, и скромнейшего, милейшего Хавьера Камары. Они весь вечер пели, танцевали и признавались в любви к Педро, а он говорил о собственной давней привязанности к дамам, как как будто мужчины в его жизни совсем ничего не значили.
Финальной кодой стало вручение приза Катрин Денев. Президент академии Вим Вендерс прочувствованно говорил о ее неповторимой 50-летней карьере, вдохновившей не одно поколение кинозрителей, режиссеров (он в их числе) и кинокритиков (сам к ним принадлежу). На сцене под песенку Денев из «8 женщин» сыграли сценки из «Шербурских зонтиков» и «Девушек из Рошфора», зал устроил Катрин Денев овацию.
На подъеме прошли награждения лучшего документального кинофильма («Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера и Кристины Синн), лучшего анимационного («Конгресс» Ари Фольмана) и лучшего режиссерского дебюта («Oh Boy» Яна Оле Герстера - зачет германской киноиндустрии от жюри ФИПРЕССИ). Воспоминание подпортила лишь основная интрига с распределением наград в проф номинациях. Я уже молчу о том, что только второстепенным призом за работу звукооператора был отмечен выдающийся кинофильм «Рай: вера» Ульриха Зайдля - очевидно очень конкретный для академиков. Не по зубам оказалась им и «Жизнь Адели» Абделлатифа Кешиша, уже награжденная каннской «Золотой пальмовой ветвью» и призом ФИПРЕССИ за наилучший кинофильм года. В принципе «Жизнь Адели» не так и нуждалась в доказательстве собственного статуса. Но академики ухитрились не отметить ее ни в какой номинации, а две экстраординарные актерские работы Адели Экзаркопулос и Леа Сейду (так же как великолепная Мария Хофштеттер из кинофильма «Рай: вера») даже не попали в пятерку претенденток. Места оказались заняты голливудскими дивами Наоми Уоттс и Кирой Найтли (в неудачной роли Анны Карениной), а в итоге получила заслугу бельгийка Вирле Баетенс, сыгравшая в мелодраме «Разорванный круг» молодую мама смертельно больного малыша.
Французам вообщем не чрезвычайно подфартило в конкурсе. Франсуа Озон за умную и узкую картину «В доме» получил лишь приз как наилучший сценарист, да и на том спасибо, ведь Абделлатиф Кешиш в день собственного рождения уехал вообщем ни с чем. Зато торжествовали итальянцы: их гордость Паоло Соррентино, сам не почтивший церемонию своим присутствием, получил за свою «Великую красоту» заслуги в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», не считая того, картина отмечена призами за наилучший установка и топовую мужскую роль, сыгранную Тони Сервилло.
«Великая красота» (которую кто-то предложил переводить «Красотища») - полная печальной драматичности рефлексия «большого стиля» итальянского кино, от которого остались одни руины. «Римской руиной» именовала себя и играющая в кинофильме актриса Яия Форте. Но эта самая прекрасная руина погребла под собой живую, полную характера, общественного вызова и прорывов в области киноязыка «Жизнь Адели», меж иным, с более глубочайшей культурной рефлексией. Погребла, естественно, лишь на один вечер. Так как история кино, которая пишется сейчас, все расставит на свои места.