Но не наименьшей его наградой является просветительская миссия, которую он на себя добровольно взвалил, взявшись говорить отечественным слушателям о том, что происходит в мире музыки. С ним можно и необходимо не соглашаться (в особенности по части его необъяснимой любви к английской инди-жвачке, которую массово создают по обе стороны Атлантики), но его награды, кругозор, эрудиция и музыкальный вкус разрешают ему иметь о этом свое особое мировоззрение.
Веб-сайт «РГ» решил перечислить возлюбленных и нелюбимых его исполнителей из числа звезд мировой величины, основываясь на его творчестве, передачах и высказываниях. Понятно, что при таком масштабе личности этот перечень смотрится только поверхностным срезом, но мы надеемся, что БГ - широкой души человек - с присущей ему легкостью отнесется к этому нестрогому торжественному списку, который в правках совершенно не нуждается. С юбилеем, Борис Борисович!
Возлюбленные музыканты БГ
1. Джордж Харрисон
Естественно, тут следовало бы указать весь коллектив The Beatles, которых БГ, не мудрствуя лукаво, считает величайшей группой XX века, коей она, непременно, и является. Но его в особенности теплое отношение к Джорджу Харрисону, традиционно упоминаемом только опосля дежурных дифирамб «главным» «битлам» - Леннону и Маккартни, - тяжело не увидеть. И, очевидно, обосновано оно не одним лишь фактом личного знакомства бессменного фаворита «Аквариума» с Харрисоном, а, быстрее, их духовной близостью. Не полностью правильно оцененное современниками творчество Джорджа вправду достойно куда большего внимания, и Гребенщиков делает все вероятное для того, чтоб окружающие это в конце концов сообразили. И за это, как говорится, спасибо.
2. Дэвид Боуи
Для того чтоб осознать, сколь высоко Борис Борисович ценит творчество 1-го из ярких балагуров прошедшего века, довольно направить внимание, с каким уважением он каждый раз упоминает его имя - а делает он это в собственных передачах чрезвычайно нередко. «Его песни порождают такие чувства, о которых, пожалуй не каждый и знает», - небезосновательно отмечает Гребенщиков. Как и в случае с близким другом Боуи Игги Попом, чтоб это осознать, необходимо обладать острейшим чувством красивого.
3. Донован
Культовый в 60-х годах и подзабытый сейчас шотландец Донован, стоявший у истоков фолк-революции, достоин всеобщего любви и уважения. А Борис Гребенщиков ведает о это очень внушительно. Сам Донован когда-то рекомендовал начинающим музыкантам выбрать 2-3 собственных возлюбленных артистов - и выучить все, что они делали. Наверное сиим методом руководствовались не все, но БГ как-то признался, что и сам в один прекрасный момент к этому пришел. Доновану, возможно, выпала честь попасть в число этих ориентиров.
4. Рой Орбинсон
Про Роя Орбинсона БГ говорит просто: «человек, давший року сердце». Американец, не утонувший в брутальной волне «британского вторжения» вправду является одним из самых выдающихся посреди великих музыкантов собственной страны, которых в то время там каждый год возникало столько, что сейчас хватило бы на несколько десятилетий. Так что лучше отдать слово юбиляру: «Его песни - законченное в для себя совершенство».
5. Булат Окуджава
О отечественной музыке Борис Борисович говорит изредка и не много, но ежели уж о ком-то говорит, то (обычно) - с необычайной любовью. Хотя, по мнению БГ, в СССР со свежайшей и увлекательной музыкой дело обстояло туго (что, естественно, совершенно не так), к неким музыкантам, певшим на российском языке, он относится с ностальгической любовью. В особенности это касается 3-х бардов - Окуджавы, Высоцкого и Клячкина. Из которых Окуджава очевидно занимает первую строку. Гребенщиков его именует - ни мало ни много - «духовным папой послевоенного поколения».
Нелюбимые музыканты БГ
1. Роджер Уотерс
Про творчество великих Pink Floyd Борис Борисович длительное время предпочитал вообщем ничего не говорить, чтоб не стимулировать то, что сейчас на интернет-сленге именуется «холиваром». Но слушатели все-же принудили его предназначить группе целую передачу. В ней БГ поведал, что «пафосная скорбь» Уотерса, который, как понятно, не один альбом предназначил дилеммам современного ему общества, его не достаточно задевает (любопытно, что при всем этом Борис Борисович с огромным уважением отзывается о стихах Ильи Кормильцева, который тоже писал о дилеммах общества - но общества не западного, а русского), как, вообщем, и психоделические опыты Сид Барретта.
2. Фредди Меркьюри и Queen
Похоже, Борис Борисович никак не может - вопреки собственной известной формуле «я не знаю никого, кто неправ» - простить группе Queen выступления в Южной Африке во время культурного бойкота данной нам страны передовым населением земли. Другие разъяснения для тривиальной нелюбви БГ к творчеству Меркьюри и компании подыскать тяжело - ведь то, что Queen, как и The Beatles, не обделены вниманием радиостанций таким быть просто не может.
3. Марк Нопфлер и Dire Straits
«Я чрезвычайно люблю Марка Нопфлера, лишь много слушать не могу», - с присущей ему драматичностью как-то сказал БГ, намекнув на то, что музыка Dire Straits кажется ему необоснованно меланхоличной. Вообщем, это, по его собственному признанию, не мешает ему с наслаждением слушать кое-какие песни.
4. Ян Кертис и Joy Division
Вообщем исполнители, обращающиеся к темам мучения и душевного сумрака, постоянно вызывают у Бориса Борисовича явную настороженность (в связи с чем охото выразить ему особую благодарность за «Русский альбом» - чуть ли не топовую пластинку «Аквариума»). Чрезвычайно красноречиво о этом говорит, к примеру, отеческая благосклонность БГ к творчеству Ника Дрейка. И хотя он не отказывает музыке Joy Division в праве на обладание «холодной красотой», еще раз ее все-же старается не касаться.
5. Егор Летов
Закончим 2-ой перечень, как и 1-ый, отечественным музыкантом. Заочные дела БГ и Игоря Федоровича Летова - 2-ух огромнейших величин русской рок-культуры - тема для целого исследования. Очень по-разному они принимали действительность и творчество, очень по-разному соображали «Свет» и шли к нему, что было очень им разумеется. Типичным постскриптумом ко всей данной для нас истории вышел сингл «Гражданской Обороны» с кавер-версией «Электрического пса» БГ, которую Летов, в юности не скрывавший собственного ироничного дела к «Аквариуму» (что лишь стоит песня «КБГ-рок») издавна обожал и ценил. А Борис Борисович, интеллигентно и едко парируя уже не совершенно актуальные удары, поднятые из архивов журналистами, все таки, похоже, испытывал к Игорю Федоровичу типичное - но - уважение.