Премьера кино
Его героиня Бетти - бывшая кросотка, некогда завоевавшая титул «мисс Бретань»: в кинофильме будет эпизод, где она встретится со своими постаревшими соперницами, одну из их сыграет Милен Демонжо, еще одна French beauty 1960-х годов. Бетти - издавна уже вдова (супруг преставился, подавившись куриной костью, смешнее не придумаешь), хозяйка ресторанчика на грани банкротства. Лишь что ее любовник в конце концов ушел от супруги, но не к Бетти, а к 25-летней вертихвостке. Сама же Бетти находится в том возрасте, когда числа не именуют, а жизнь уже никак нереально повернуть назад. Во всяком случае, для подавляющего большинства людей обоего пола. Но не для нашей героини, которую играет «стальная магнолия» Катрин Денев.
Разнервничавшись опосля разговора с мамой (возможно, столетней), которая и сказала ей, не без дамского ехидства, о подлом поступке любовника, Бетти впадает в ступор. В разгар обеда она покидает свое рабочее место - кухню ресторана - и выходит на улицу с единственной целью приобрести сигарет. Но антитабачная кампания докатилась и до берегов вольной Франции: курево стало недостатком, в не далеком киоске его нет как нет, приходится сесть за руль и отправиться куда подальше. Что и делает Бетти: на этом пути, который займет целых 5 дней, ее ожидают приключения и встречи в самых различных жанрах - от комического пробуждения в кровати с чужим деревенским мужчиной до душевного сближения со взрослой дочерью и внуком, которыми она доселе эгоистично пренебрегала. Ну и напоследок уже полностью заслуженное романтическое просыпание: оказывается, не все еще потеряно, и мужчина ее жизни, крепкий и надежный, прогуливается кое-где рядом. Все впереди.
Режиссер Эмманюэль Берко (сама бывшая актриса) сняла этот кинофильм, подарив Катрин Денев к ее 70-летнему юбилею не выдающуюся, но живую и симпатичную роль. Кроме утилитарной задачки кинофильм выражает один из подспудных трендов современной культуры. Воспоминание, как будто она сильно помолодела, поверхностно. Мир стремительно стареет, и даже молодежно направленная промышленность обязана перестраиваться: остряки пророчат фуррор таковым изобретениям, как телефоны с особо чувствительными клавишами для пораженных артритом рук.
Вообщем, старость в нашем мире чудес совершенно не непременно значит заболевание и дряхление. Люди за 50 (и эта цифра всегда растет) являются главными потребителями дорогих каров, компов, спортивных, туристских и сексапильных услуг, а в сфере крайних молодежи остается роль обслуживающего персонала. Одним из знаков прекрасного и удобного старения становится Катрин Денев. Предполагается, что таковым дамам (о мужчинах уже не говорим) возраст никогда не помешает наслаждаться жизнью по полной програмке.
Образ героини кинофильма «За сигаретами» опирается на синематографическую мифологию Денев, формировавшуюся целых полста лет, в течение которых она обогащалась новенькими возрастными аспектами. Эта мифология феноминально соединяет «белокурый конформизм» (в первый раз такое определение прозвучало в связи с «Шербурскими зонтиками») и антибуржуазность, которая - в этом феномен французского нрава - тоже на самом деле буржуазна. Переиграв инфернальных страдалиц, шизофреничек и мазохисток, а позже прохладных гранд-дам, Катрин Денев снизошла к героиням попроще: парикмахершам, кассиршам, докторам и домохозяйкам. Она любит, сбросив парижский лоск, воплотиться в провинциалку, какой была продавщица зонтов Женевьева, но в биографии ее традиционно есть какая-то романтичная деталь: в данном случае давний конкурс красы - шанс иной судьбы.
Героини Денев, как и она сама, нередко избегают вступать в брак, но это нисколечко не мешает им гедонистически наслаждаться жизнью, чувствовать ее на вкус. Art de vivre - эта чисто французская черта - присуща дамам, сыгранным актрисой, тем больше, чем они проще и ниже по соц статусу. В это искусство жить входят пища, вино, секс в любом возрасте не в последнюю очередь сигареты. Вдохновенная ритуальность, с которой курит Денев, стала частью ее харизмы - как у Марлен Дитрих, Бетт Дэвис либо Сержа Генсбура. Без крепкой затяжки тяжело представить героинь Денев в любом жанре. Даже ежели, как в данном случае, она играет разбитную комическую… мы бы произнесли, старуху, но что-то этому решительно сопротивляется - не только лишь в ней, да и в нас.