Кино по Достоевскому сняли в Голливуде. С первого мая в прокате кинофильм «Двойник». Это экранизация повести российского классика.
Длинноватая повесть 24-летнего Достоевского, классическое воплощение темы допельгангера - когда у романтичного героя возникает тёмный двойник.
Титулярный советник Яков Голядкин, человек хороший и простодушный, нашел, что на службу в его департамент поступил некто, как две капли схожий на него самого. С этим же именованием и фамилией, лишь гнусный интриган.
Эту историю в своё время чрезвычайно хвалил Белинский и брался экранизировать Роман Полански - съемки сорвались из-за отказа Джона Траволты участвовать в проекте. Сейчас за «Двойника» взялся английский режиссер Ричард Айоади. Вот что он говорит в интервью The Guardian.
«Когда читаешь такового создателя, как Достоевский, обязательно ощущаешь связь с писателем. Он так отлично умел выражать свою мысль и затягивать читателя вовнутрь книжки. До таковой степени, что для тебя нечего добавить к повествованию. И остается лишь гадать, как ему удалось все так точно осознать и передать. Как ему удалось показать все те опаски, ужас и человечность, которые ты даже не понимал в для себя, пока не прочитал книгу».
Очевидно, у Айоади вышла не дословная трактовка: здесь не все так глубоко и философии гораздо меньше. Но работа увлекательная и делает режиссера, для которого «Двойник» всего-навсего 2-ая картина, кое-чем средним меж Коэнами и Уэсом Андерсоном. Сыгравший Цукерберга у Финчера актер Джесси Айзенберг здесь тоже во всей красоте, говорит кинокритик Евгений Ухов.
«Ему пришлось играться 1-го и такого же, но в то же время 2-ух различных людей. Т.е. у него нет таковой способности, как была, к примеру, у Нортона и Брэда Питта в 'Бойцовском клубе', когда они игрались одну и ту же душу, но в различных телах. Так выглядели на экране. Тут Айзенберг играет два схожих персонажа с различными нравами, с разной манерой общения, с разной социальной привязанностью. Это чрезвычайно увлекательная работа, вправду, для него».
Как ни удивительно, казалось бы мрачное кино о небольшом человеке с явными неуввязками с самоидентификацией оборачивается истинной фантазией. Чего же удивляться, что от Достоевского здесь практически одна фамилия. Хотя веса английской картине, она безусловно придает.