«Ляпис Трубецкой» собрал в Stadium.Live аншлаг, сопоставимый лишь с прошлогодним выступлением The Offspring. И самое принципиальное наблюдение состоит в том, что этот аншлаг сделали люди, совсем незнакомые с «дореволюционным» периодом «Ляписа». Другими словами в массе звучали, естественно, высказывания типа «Смотри-ка, Михалок-то подкачался, помолодел», но это наблюдение вообще-то справедливо уже в протяжении 7 лет, и огромную часть публики составляли те, кто просто не представляет для себя группу иной. В этом основной ее парадокс. Они смогли сломать стереотип, выполнить стопроцентный апдейт и получить еще более дивидендов.
Возьмите всякую огромную рок-звезду с постсоветского места и попытайтесь представить для себя, что сделала бы с ней аудитория, если б на концерте не прозвучали старенькые вещи - «песни нашей молодости», так огласить. Юрий Шевчук вздыхает, кряхтит, но поет «Осень». БГ аранжирует для каждого последующего состава «Аквариума» суровый блок классики. На «Машину времени» прогуливаются по большей части ради нетленок. Представить для себя в нынешнем сет-листе «Ляписа Трубецкого» «Ау», «Евпаторию» и «Зеленоглазое такси» нереально, и с сиим все смирились.
И вправду, ну какая быть может «Евпатория», ежели музыкант начинает концерт с песни со последующими словами: «Гремят обломки империй, рушатся античные стенки, а в зоне совдеповских прерий дьявольские перемены. Пробудились вожди ГУЛАГа, голодные псы Тартара, кулак Иванушки Драго и мощь православных радаров». А потом обращается к публике с рифмованным месседжем: «Протянем соседям руку дружбы, а Рим 4-ый нам… не нужен».
Концерт в Stadium.Live стал частью тура в поддержку новейшего альбома «Матрешка» - самого злостного и острого из дисков группы. И публика шла на мероприятие, готовая биться в панковском угаре не ужаснее музыкантов на сцене. Таковым слэмом навряд ли может повытрепываться кто-то еще из российских групп. Все признаки рок-н-ролльной вакханалии были налицо: и хоровод, называемый «серкл пит», и его разновидность, популярная как «серкл слэм», и файеры в массе, и прыжки кто выше.
Во времена песни «Ты кинула» трудно было представить для себя, что на румяного зайку Михалка когда-нибудь будут реагировать таковым конструктивным образом. А сейчас в выступлениях группы есть константа угрозы, грань, отделяющая концерт от бунта, находится на расстоянии вытянутой руки. Ироничные трафареты «псевдо-Бэнкси» на экране в песне «Броненосец» - это уже пропаганда либо еще как бы нет? Портреты Сталина под песню «Командир» - это уже очернительство либо еще как бы нет? Гагарин через кадр от девушки с «коктейлем Молотова» в «Воинах света» - повод ли для иска родственников астронавта?
Живые выступления «Ляписа Трубецкого» нацелены, сначала, на тех, кто уже отлично знаком с матчастью, кто вырос на «Капитале», «Манифесте» и «Рабкоре». Звук в «Стадиуме», похоже, не был для группы предметом особенной заботы - слова новейших песен и так все знают, а в музыке важны не тонкости, а доходчивость и напор. Те же, кто с революционным реальным команды незнаком, полностью могли остаться в недоумении: о чем это все?
Время грустных нот пришло поближе к финалу. Сергей Михалок напомнил публике, что «Ляпису Трубецкому» осталось недолго. Еще будет целое лето концертов и фестивалей, а 1 сентября, спустя ровно четверть века опосля возникновения на свет, группа окончит свою историю. На данную тему Сергей Михалок заготовил отдельное обращение, выдержанное в присущем ему иронично-пафосном стиле: «Мы не будем ссать бензином, когда из тектонических разломов мозговых плит практически хлещет расплавленная лава. Мы попытались показать сейчас радостное, жизнерадостное и миролюбивое шоу. Как у нас это выходит, судить для вас. Лучше, чем мы научились это делать за 20 лет, мы уже не научимся. Потому запомните собственных летучих музыкальных обезьян конкретно таковыми, какими вы сейчас нас видите, а мы запомним вас таковыми юными и дерзкими. Давайте оставим в стороне сопли и слезы, до 1 сентября еще до хера времени, потому со почти всеми из вас мы еще встретимся». После чего оставалось лишь раскланяться и исполнить «Клоуна нет» - последнюю песню с «Матрешки».