Новенькая лента Джонатана Глейзера «Побудь в моей шкуре» - умопомрачительный артхаусный опус о инопланетянке, посетившей наш мир в его минутки роковые под кожей Скарлетт Йоханссон. Не без опасения встретился с данной нам дамой АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Премьера кино
Облаченная в искусственную меховую шубку и темный парик, она высаживается в районе Глазго, вселяется в тело подзаборной путаны и мотается в потрепанном фургончике по туманным и дождливым местам этого уродливого индустриального городка, время от времени останавливаясь и посещая увеселительные заведения. В унылом шотландском сумраке, который царит практически круглые сутки, пришелица бесстрашно знакомится с различными людьми, почаще всего иммигрантами, время от времени подсаживает к для себя пассажиров, только мужского пола, флиртует с ними и понемногу истребляет не совершенно понятным методом, очевидно сама страдая при всем этом.
Можно огласить и по-другому: она их не истребляет, а поглощает, растворяет в собственном космическом лоне, и на эту практически что приятную погибель шотландские мужчины добровольно идут массами.
В базе картины роман Мишеля Фейбера: в нем героиня по имени Лора, состоявшая на службе у меркантильной компании, доставляла на дальную планетку мясо человеков-самцов. Глейзер, до этого времени проявивший себя в синематографе впечатляющей криминальной драмой «Сексуальная тварь» и глупым магическим опусом «Рождение», оставляет в покое прогрессистский сюжет романа, где экологически мыслящие бунтари борются с каннибалами.
Заместо этого режиссер концентрируется на атмосфере, темпе и воссоздании чувства волнения, а это он как клипмейкер со стажем (посреди остального «The Universal» группы Blur и Karma Police на песню Radiohead) непревзойденно умеет делать.
Возникновение в виде космической «твари» Скарлетт Йоханссон знаменательно к тому же поэтому, что компания Warner Brothers долго разглядывала ее как претендентку на главную роль в бестселлере «Гравитация», а позже дала эту роль Сандре Буллок. В свою очередь, солировать в кинофильме «Побудь в моей шкуре» претендовали Ева Грин, Аманда Сайфред, Эбби Корниш и еще с пяток голливудских звезд и звездочек.
Скарлетт вытеснила их всех, и, хотя возникновение в этом маргинальном проекте не предвещало славы, которую снискала Сандра Буллок, в карьере актрисы она оказалась принципиальной, доказав ее бесстрашие и вкус к тесту. Это вышло конкретно в тот момент, когда Йоханссон, казалось, исчерпала собственной потенциал и стала размениваться на квазисериальные роли.
В «Шкуре» она реабилитирует себя сполна, так же как и в кинофильме «Она»: в первом случае актриса играет только голосом, звучащим из компа, во 2-м - телом, только с трудом осваивающим человечий язык, так что диалоги тут максимально лапидарны.
Кинофильм Глейзера смотрится и звучит как психоделический техно-видеоклип, а сцена, где один из парней, загипнотизированный пришелицей, обреченно бредет за ней в черную мокроватую бездну с гордо стоящим членом, могла бы войти в хрестоматию современной зрительной культуры. Но при не далеком рассмотрении авангардные провокации отступают перед традиционными гуманистическими ценностями.
Поворотной для героини оказывается встреча с линчеобразным мужчиной-уродом, которого она пожалеет и выручит от обыкновенной участи встреченных ею на скорбном пути серийного убийцы.
Сейчас ее саму побеждает экзистенциальный кризис: она не может ни остаться тут, ни возвратиться на свое внеземное ПМЖ. Кино в итоге оказывается о том, как соблазнительно и как непросто влезть в кожу земного человека - в прямом и в переносном смысле. Население земли несовершенно, но от него исходит тепло.
Сбрасывая же парик совместно с лицом Йоханссон, героиня опять оказывается частью бездушного и прохладного инопланетного хаоса.