Когда в 2011 г. «Елена» Андрея Звягинцева попала во 2-ой по значимости каннский конкурс «Особый взгляд» (и выиграла там особый приз жюри), часть российских комментаторов сетовала, что могли бы взять и в основной - тем паче что там уже побывало «Изгнание» в 2007 г. Сейчас престиж восстановлен, кинофильм Звягинцева опять претендует на «Золотую пальму», но вообще-то «Особый взгляд» бывает увлекательнее, в особенности когда в основном конкурсе, как в этот раз, очень много каннских тяжеловесов. В «Особом взгляде» больше, с одной стороны, шансов на неожиданное открытие, а с иной - поводов для незапятнанного любопытства. В этом году наверное выстроится длинноватая очередь на премьеру «Затерянной реки» (Lost River) - режиссерского дебюта Райана Гослинга. На каннские просмотры прогуливается аккредитованная проф публика, не очень склонная к ажиотажу вокруг голливудских звезд, но даже у нее есть свои беспомощности, и Гослинг - одна из их. А ежели говорить о суровых режиссерских именах, то конкретно в «Особом взгляде» будет, к примеру, новейший кинофильм Джессики Хауснер, создателя тонкой драмы «Лурд».
В главном конкурсе только несколько новичков, и какой-то из них - выпускник столичного ВГИКа. Это мавританец Аберрахман Сиссако, прошедший все вероятные каннские фильтры - от «Недели критики» до «Особого взгляда». 2-ой - Ксавье Долан, вундеркинд поколения хипстеров. Он уже может считаться каннской звездой - из 4 прошлых кинофильмов 25-летнего канадца два побывали в «Особом взгляде». Итальянка Аличе Рорвахер пока участвовала лишь в «Двухнедельнике режиссеров». А у аргентинца Дамиана Шифрона до этого вообщем не было каннского опыта. Нет его и у именитых американцев Томми Ли Джонса (в качестве режиссера) и Беннета Миллера, известного байопиком «Капоте» и спортивной драмой Moneyball.
Другие конкурсанты - мэтры либо как минимум бывалые участники главенствующего мирового кинофестиваля. Жан-Люк Годар, чье имя в крайнее десятилетие можно было узреть основным образом во внеконкурсной програмке «Каннские классики», покажет кинофильм с программным заглавием «Прощание с языком» (Adieu au Langage) - самый маленький в конкурсе (чуток больше часа). Не считая Годара французское кино представляют Оливье Ассаяс, Мишель Хазанавичус и Бертран Бонелло (крайний - с фильмом о Иве Сен-Лоране). Бельгийцы Жан-Пьер и Лючок Дарденны, владельцы 2-ух каннских «Золотых пальм» и 1-го Гран-при, привезут драму «Два дня, одна ночь» (Deux Jours, Une Nuit) с Марион Котийар в главной роли. Приедут с новенькими фильмами оба основных английских любимца Каннов, владельцы «Золотых пальм». Кен Лоуч - с политической драмой «Зал Джимми» (Jimmy's Hall). Майк Ли - с биографией художника Уильяма Тёрнера (Mr. Turner).
Дэвид Кроненберг покажет драму Maps to the Stars, которую, возможно, переведут как «Звездная карта», но можно и «Как стать звездой» - идет речь о Голливуде, а заняты в картине Джулианна Мур, Миа Васиковска, Роберт Паттинсон и Джон Кьюсак. Очередной именитый канадец в конкурсе - Атом Эгоян с драмой «Пленница» (The Captive).
Японию представит Наоми Кавасе, ставшая в 1997 г. самой юной обладательницей «Золотой камеры» (каннского приза за дебют). В основном конкурсе ее киноленты побывали уже три раза.
Значимый каннский опыт у Нури Бильге Джейлана, носителя 2-ух Гран-при и заслуги за режиссуру. Российские журналисты привыкли именовать его «турецким Звягинцевым» - в стилистике 2-ух режиссеров и правда много общего. Вот в конце концов и поглядят друг на друга.-
67-й Каннский фестиваль пройдет с 14 по 25 мая 2014 г.