Но телевидением он себя не ограничивает. Набив руку на видеоклипах, этот очкарик с броской наружностью взялся за режиссуру огромного метра. В 2010 году он дебютировал с «Субмариной» - привлекательной комедией о жизни ребенка со сложным нравом. А 17 апреля в украинский прокат выходит 2-ой кинофильм Айоади - «Двойник». И эта сюрреалистическая темная комедия по одноименной повести Федора Достоевского не оставляет колебаний: звезда «Компьютерщиков» перевоплотился в сурового режиссера.
Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг, «Социальная сеть», «Иллюзия обмана») крайние семь лет работает системным аналитиком и как бы занимается полезным проектом, но начальство его упрямо не замечает. Да что там начальство - даже сторож, с которым Саймон два раза в день сталкивается на проходной, не может уяснить его имени. Официантки ему хамят, секретарши ругают, даже родная мама, умирая, не удостаивает его приглашения на похороны. Он повсевременно извиняется, при всем этом попадая в идиотские ситуации - то портфель у него застрянет в дверях поезда метро, то лифт сломается в самый неподходящий момент. И когда герою кажется, что ужаснее уже некуда, в его жизни возникает Джеймс Саймон - снаружи четкая копия самого Саймона, но по нраву - полная противоположность. Сначала двойники дружат, но с течением времени Саймон замечает, что Джеймс крадет его слова и мысли, также приписывает для себя его награды. Крайней каплей стал роман двойника с Ханной (Миа Васиковска, «Стокер», «Алиса в стране чудес»), на которую Саймон издавна положил глаз, но боялся еще раз подойти. Тогда и он выдумывает хитрецкий план, как избавиться от злого близнеца.
Не считая повести Достоевского о страдающем раздвоением личности титулярном советнике Якове Голядкине, Ричард Айоади вдохновлялся также произведениями Франца Кафки и Джорджа Оруэлла. Кабинет, в каком работают герои, смотрится как бюрократический ужас с тоталитарным боссом по кличке Капитан во главе. Декорации, выдержанные в духе ретрофутуризма, со всеми этими массивными мониторами, винтажными телефонами, занимающими половину комнаты копировальными машинками, напоминают дизайнерские опыты французского режиссера Мишеля Гондри. И делают пугающую атмосферу в духе психических хорроров американца Дэвида Линча. Есть отсылки и к киноклассике: Саймон следит за соседями в подзорную трубу точно как основной герой хичкоковского «Окна во двор».
Бессчетные цитаты Айоади разбавляет парочкой неврастенических шуток: «Чтобы заполучить женщину, необходимо обнять ее чуток ниже талии: так она ощутит заботу и сразу ощутит, что ты можешь в хоть какой момент столкнуть ее с лестницы», - учит Джеймс собственного стеснительного близнеца.
«Двойник» то и дело из драмы преобразуется в черную комедию и наоборот, чем повсевременно сбивает зрителя с толку. Но из данной нам запутанной консистенции Айоади ухитряется сделать обычный и полностью конкретный вывод: для заслуги внутренней целостности неплохи все средства, даже самые кровавые.