Заглавие «Запас прочности» не устроило кинопрокатчиков: это про выплавку стали, что ли? Митта посулил «стольник» тому, кто выдумает кинофильму новое имя. В итоге сам и переименовал его - в «Экипаж».
В истории русского кино «Экипаж» занял 6-е место по количеству зрителей - в 1-ый же год его поглядели 71,1 млн человек. Другие прогуливались на него раз по 10: ведь кроме масштабного вида со взрывами, землетрясением, пламенной лавой и трагедией самолёта прямо в полёте там была и 1-ая постельная сцена Леонида Филатова и Александры Яковлевой, по тем временам архисмелая!
Прошло 35 лет, но эта картина непревзойденно смотрится и сейчас - изготовленная практически «вручную», дедовскими методами, как шутит сам Митта, «в духе техники кинофильмов Александра Птушко 30-х годов». Говорят, что в один из визитов в СССР кинематографисты из Голливуда, впечатлённые «Экипажем», поинтересовались, сколько же миллионов баксов стоили настолько высококвалифицированные съёмки и спецы. А узнав сумму - 1 млн 250 тыс. руб. - попросили: нельзя ли наших мастеров комбинированных съёмок попросить поработать на их всемирно известной студии?
«Тушки» и хвост
Митта со свойственной ему буйной фантазией желал в одном кинофильме сплавить и бытовую драму, и мелодраму, и лирическую комедию, и… сказку! Но фантазии 45-летнего экспериментатора в Госкино быстро «заземлили»: кинофильм стал историей о героизме, коллективном подвиге русских лётчиков. Какие уж здесь сказки! В Министерстве гражданской авиации СССР, правда, забеспокоились: «герой» кинофильма - самолёт Ту-154 новой модели, и вдруг - трагедия, трагедия. Да ещё не так давно во Франции разбился наш Ту… Идеологический запашок некий не таковой! Тогда матёрые сценаристы-классики Фрид и Дунский быстренько перенесли катастрофу в выдуманный город Бидри, предположительно кое-где в Африке. Это там «у них» всё горит, трясётся и взрывается. А у нас русские лётчики и людей выручают, и героически взлетают в опаснейших критериях, и подвиг совершают прямо в полёте.
С идеологией уладили, но на первом показе Госкино кинофильм зарубило. Категорически не устроил финал: герой Жору Жжёнова лётчик Андрей Васильевич Тимченко попадает опосля того «огненного» рейса в больницу. И вдруг являются к нему лётчики с просьбой посодействовать перегнать самолёт. Он сбегает в валенках и пижаме на аэродром, а там в самолёте, в кабине, - его фронтовые друзья-пилоты, юные, весёлые… Они кладут ему руки на плечи, и он вкупе с ними взмывает ввысь…
А в последующей сцене его дочка говорит: «Папа умер». Эта чуждая русскому кино магия заместо ожидаемого хеппи-энда начальство не устроила. Дело в том, что накануне Брежнев поглядел новейший кинофильм 1-го известного режиссёра, где в конце пожилой герой погибает, и возмутился: «На что это они мне здесь намекают? Что старики погибают?» Потому герой Жжёнова в «Экипаже» в итоге выжил. А Митта, невзирая на фуррор кинофильма, всю жизнь жалел о загубленном финале - от тех заключительных кадров у него самого, по его словам, мороз по коже шёл…
Последующей неувязкой стал самолёт. Тогда ещё ни один Ту-154 не был списан с полётов: модель новенькая. Но вот «удача» - в Новосибирске в аэропорту «Толмачёво» по технической оплошности сильно обгорел самолёт! Его обугленный «хвост» три недельки везли по стальной дороге в Москву. В данной нам отлично сохранившейся хвостовой части снимали и тушение пожара, и остальные сцены. А где было взять остальную часть «тела» самолёта, точнее, его «тушки»? И опять «удача»: на рейсе «Киев - Москва» в салоне Ту-154 разлилась ртуть, самолёт списали. Он до этого времени стоит в учебном аэропорту в Кривом Роге, где его демонстрируют как единственного главенствующего «героя» кинофильма.
Итак, объект под заглавием «самолёт» состоял из «тушки» (с украинского аэродрома Борисполя), новосибирского «хвоста» и пары макетов. Митта вызнал, что в кинофильме «Челюсти» Спилберг употреблял 6 «кукол»-акул для съёмок. А почему бы не сделать «куклы»-самолёты? Сделали! Самую крупную модель - 5 м 40 см стоимостью в 40 тыс. руб. (стоимость четырёх «Волг»!) сделали за несколько месяцев в Казани. А малая, в 50 см, хранится в музее «Мосфильма». Заместо нефтеперерабатывающего завода тоже снимали макет - отыскали его в Омске на аналогичном предприятии, изготовленный ещё германцами, опосля войны. Пообещали вернуть - но взорвали.
Взрыв же самолёта в кадре чуток не обернулся для Митты инфарктом. Ему разрешили снимать на «кладбище самолётов», вокруг 1-го из их выстроили декорацию аэродрома, достали 4 т керосина. И вот режиссёр приехал на ответственнейшую съёмку, а его встречает начальник охраны, обиженный: «Такие съёмки проглядел, хоть бы предупредили, я б супругу позвал!» Как «проглядел»?
Оказалось, при контакте с воздухом сами по для себя в салоне обречённого самолёта взорвались пары бензина, и он зажегся. Митта с Филатовым кинулись к пожарищу, у режиссёра обгорели волосы, реснички, актёр пробовал ещё что-то импровизировать, метался на фоне огня. Слава богу, никто не погиб…
Любовник в брюках
Леонид Филатов, сыгравший героя-сердцееда, красавчика и завзятого холостяка Игоря, опосля выхода «Экипажа» стал секс-символом нашего кино. Но образ этот был ему полностью чужд. Он был любящим супругом, а прилюдно обнажаться смущался даже на пляже. В интимных сценах с Александрой Яковлевой он снимался в джинсах. Зато молодая и очаровательная Саша, студентка Ленинградского театрального, никак не стеснялась наготы и разгуливала по павильону-"квартире" Игоря так свободно, что осветитель, засмотревшись, свалился со собственной «точки» во время съёмки.
«Фривольные» сцены снимали ночкой. Наснимали много смелых кадров. Дали в лабораторию проявлять плёнку. Но бабульки-лаборантки возмутились и отнесли отснятое начальству - вот, дескать, какой разврат, Митта ночами оргии на главной студии СССР снимает! И пошла волна: вырезать, отрезать, убрать! Либо, как выразился директор студии Сизов, «привести снятый материал в соответствие с нашими этическими нормами». Опосля планомерных «отрезаний», по словам режиссёра, в кадре осталась только «тень задницы Яковлевой через стекло аквариума». Добавим: осталась ещё её же промелькнувшая грудь, на которую и бегали другие ребята глядеть по нескольку сеансов. Так что легенда о том, что «Экипаж» - ещё и 1-ое наше эротическое кино, - это всего только легенда. А вот из перечня кандидатов на Госпремию кинофильм убрали - из-за писем-протестов ревнителей тех «этических норм».