Сначала августа в джаз-клубе Игоря Бутмана на Таганке выступил южноамериканский джазовый гитарист и композитор, также один из самых нужных студийных музыкантов 1970-1980-х годов Ли Райтнаур. Он приехал в столицу в рамках совместного тура со своим другом, владельцем «Оскара» пианистом Дэйвом Грузином.
В день концерта корреспондент M24.ru встретился с Ли, который сказал нам о собственной работе с Pink Floyd, вдохновении и песнях, которые «приходят свыше».
- Ли, вы в Москве 2-ой раз, ежели я не ошибаюсь. Для вас тут нравится?
- Чрезвычайно. Кремль, Красноватая площадь… тут столько истории. Публика тоже восхитительная. И, естественно, дамы прекрасные. (смеется)
- В этот раз вы приехали с пианистом Дэйвом Грузином. У вас чрезвычайно долгий творческий альянс - еще с 1980-х годов. Сотрудничество непрерывное?
- Совместно мы работаем много, но не повсевременно. Хотя Дэйв на данный момент работает в основном лишь со мной. В этом году ему исполнилось 80 лет, но он чрезвычайно просто принимает собственный возраст - он успешен, сделал лучшую карьеру. Мы чрезвычайно близки, Дэйв мне как брат.
- Означает, вы с ним фаворитные друзья?
- Точно - невзирая на то, что Дэйв на 18 лет меня старше.
Мы познакомились через Сержио Мендеса (бразильский пианист и композитор - примечание редактора). Мне было 19 лет, и я начал у него работать. Дэйв был довольно близок к Сиржио, делал аранжировки для большинства его хитов, к примеру, Mas Que Nada.
Позже Дэйв предложил мне работу у себя (ведь я был поначалу студийным музыкантом). Мы начали вкупе играться в джаз-клубе Baked Potato, чрезвычайно известном месте, которое и на данный момент, спустя 40 лет, еще работает. Поднимались на сцену каждый вторник в протяжении 5 лет. Группа была хорошая - Харви Мэйсон, Патрис Рашен, Эрни Джэксон. Позже все эти музыканты стали чрезвычайно популярны.
- Дэйв, кстати, написал много музыки для кино и телесериалов. А вы пробовали себя в таком виде деятельности?
- Я писал саундтреки для пары кинофильмов в 1980-х. Постоянно жалею, что не делал этого почаще! Непременно, чрезвычайно захватывающий вид творчества.
- Работа совершенно другого нрава.
- Естественно, и этот нрав очень увлекателен. Промышленность кино впечатляет. Я лицезрел, как Дэйв в ней «варится», и мне нравилось. Но чтоб писать музыку для кино, ты, обычно, должен сделать осознанный выбор в его пользу - в особенности ежели идет речь о Голливуде в наши дни. Для тебя необходимо стать только кинокомпозитором. Тяжело кооперировать эту работу с творчеством.
- Так как над вами стоит человек, который говорит, что делать и что придумывать?
- Ты никогда не пишешь музыку себе, ты пишешь ее для кинофильма. Для тебя необходимо повсевременно оглядываться на настроение картины, также на ее продюсеров и режиссеров. Они - шефы.
- А для вас, наверняка, нравится самому быть для себя боссом.
- Да, мне постоянно этого хотелось. Будучи студийным музыкантом, я воспринимал роль во почти всех записях, играл с различными исполнителями. Когда у тебя схожая работа, ты - только кусок паззла. Но когда ты становишься самостоятельным артистом, продюсируешь собственные пластинки, выстраиваешь карьеру, ты становишься целым паззлом. Ты независим.
- Кстати, вы в качестве студийного музыканта воспринимали роль в записи 1-го из альбомов Pink Floyd. Что больше всего запомнилось из числа тех времен?
- Я воспринимал роль в записи всего 1-го альбома, The Wall. Великая пластинка. Pink Floyd - потрясающие музыканты.
Они растрачивали чрезвычайно много времени на запись композиций. Все продумывали и отрабатывали до мелочей, воспринимали во внимание неограниченное количество деталей. К примеру, запись одной маленький гитарной партии могла занять два дня.
Помню, Дэвид Гилмор играл соло, и все они не могли придумать, как его следует окончить. Говорили мне: «Ли, что ты думаешь? Как считаешь, нам необходимо еще поработать над концовкой? Нам она не нравится…».
Pink Floyd даже попросили меня высказать свои идеи, поинтересовались, вроде бы я сам сыграл это соло. Они были чрезвычайно «включенные» в процесс, постоянно старались идти вперед и глубоко копать. Чрезвычайно достойные внимания музыканты.
- Вы сами тоже долго работаете над одним альбомом? Либо у вас процесс идет скорее? У вас ведь чрезвычайно много пластинок - наиболее 40.
- Я тоже стараюсь кропотливо прорабатывать альбомы, традиционно создание 1-го занимает около полугода.
Я люблю работать и постоянно занят. (смеется)
- Пишете материал раз в день?
- В ближайшее время мало сбавил обороты. Ранее старался выпускать по пластинке в год. Не то чтоб сейчас я стал наименее энергичным… просто больше путешествую. Стал почаще ездить по миру, чем ранее, даю больше концертов в различных странах. Все это отбирает и время, и энергию.
В дороге я не пишу - отдыхаю перед выступлениями. А будучи дома - не в туре - сосредотачиваюсь на сочинении песен, аранжировках. Думаю о концепции грядущего альбома.
1-ая часть пластинки, кстати, постоянно самая непростая. Ты находишься, так огласить, на дне, и смотришь ввысь, выбирая, куда для тебя предстоит двигаться. И каждый раз все начинается с самого начала - как будто ранее никаких остальных альбомов в твоей жизни не было. Это классное чувство. Все как с написанием книжки: ты начинаешь опять и опять, пишешь и отвергаешь написанное, но не бросаешь дело, тогда и в некий момент у тебя в конце концов выходит лучше, чем ранее.
Вообщем, минует пара недель с музыкантами в студии, записываются несколько треков - и все, я спокоен. Остальная часть альбома уже идет как по маслу.
- Так как вы уже понимаете, куда двигаетесь?
- Куда двигаюсь, что мне делать, как окончить альбом.
- Я от почти всех музыкантов слышала, что они не обожают писать в дороге. С чем это соединено?
- Я уверен, что дорога просто может побуждать на создание новейшего материала. Но для этого у тебя обязано быть довольно вольного времени. Когда ты каждый день переезжаешь, выступаешь, «перескакиваешь» с 1-го автобуса на иной, отыскать время на творчество тяжело.
- Когда вернетесь из тура, приступите к работе над новеньким альбомом?
- Да, моя прошедшая пластинка вышла в 2012 году, так что на данный момент - самое время делать новейшую. Собираюсь начать придумывать музыку для нее в сентябре.
Кстати, крупная часть работы над альбомом происходит не когда у тебя в руках инструмент, а намного ранее. Она идет в голове. Я размышляю, что жду от пластинки, что желаю на ней созидать, какая у нее обязана быть концепция. Позже уже я сажусь за гитару и подбираю аккорды.
Часто я слышу игру остальных музыкантов и думаю - о, а вот это здорово, нечто схожее можно применить и в моем альбоме. Я катаюсь на велике, слушаю плеер, вдохновляюсь.
- Другими словами, на написание музыки вас побуждает сама музыка?
- Часто - да. Вообщем, нет некий одной вещи, которая побуждает. Вдохновение - это сам дух, который ты чувствуещь, сочиняя музыку. Снова же, все как с писателями. Ты пишешь и выбрасываешь в помойку, пишешь и выбрасываешь, пишешь и выбрасываешь. А позже, мало-помалу, композиция начинает прорисовываться, и у тебя в конце концов выходит нечто особое.
Правда, бывает, что я работаю над одной песней в течение недельки либо даже 2-ух - изменяю, оттачиваю, «добиваю» ее. А время от времени целая композиция рождается всего за 10 минут. Тогда думаешь - вау. Откуда это пришло, почему так не случается каждый раз? (смеется) Все выходит просто, просто, без напряжения. Такие песни постоянно самые особые.
- У вас есть какая-нибудь особая гитара, на которой вы сочиняете музыку?
- Те три гитары, которые я привез на концерт в Москву, мне чрезвычайно дороги. Это Gibson L-5, очередной Gibson и моя Les Paul. С крайней связана история, которая много для меня означает.
Я готовился записывать альбом 6 String Theory, на котором - я знал - будет много блюза. Так что мне необходимо попрактиковаться мало в этом жанре. Традиционно я играю на Gibson, но мне захотелось взять в руки наиболее пригодную для блюза гитару, Les Paul.
Гитару привезли в мою студию в Лос-Анджелес ровно в тот день, когда Лес Пол скончался. (это случилось в августе 2009 году, Полу было больше 90 лет - примечание редактора)
Вообщем, у меня много различных гитар, но вправду принципиальных всего 5-7.
- У вас есть прозвище - Капитан Пальцы (Captain Fingers). А еще как-нибудь вас звали? В школе, институте, еще кое-где?
- Почти все друзья зовут меня Рит. Это 1-ые буковкы моей фамилии. Еще некие зовут Лили.
- Вы перепробовали много различных стилей - от фанка до латинской поп-музыки. В обыкновенной жизни тоже любите опыты?
- Пожалуй, да! Думаю, в целом у меня довольно рядовая жизнь, тем более, я довольно эклектичен. Если б мы с вами были знакомы незначительно поближе, я поведал незначительно о собственных безумствах… (смеется)
- Я прочитала в одном из ваших интервью, что первым концертом, который вы посетили, было выступление Джими Хендрикса…
- Нет, я никогда не слышал его вживую. Одним из первых музыкантов, на концерт которого я сходил, стал джазовый гитарист Уэс Монтгомери.
- А что насчет юных гитаристов - на данный момент в мире много профессиональных начинающих музыкантов? Я слышала, вы хвалили Энди МакКи.
- Да, Энди МакКи профессиональный юноша. Вообщем увлекательных ребят-гитаристов много. Я организую конкурс для юных исполнителей, в этом году мы получили наиболее 500 заявок. Там 64 категории, так что есть джазовые, блюзовые, рок- и различные остальные музыканты.
Именуется конкурс 6 Strings Theory, он проводится уже 4-ый год попорядку. Мы лишь что окончили подведение итогов. Инвестируем в фаворитов, предоставляем им возможность выступать на огромнейших джазовых фестивалях мира. Несколько недель назад, в июле, фаворитные гитаристы этого года открывали мое шоу на фестивале в Монреале. Не считая того, они получили валютные призы и возможность пойти обучаться в престижные музыкальные учебные заведения.
Я не все видео отсматривал лично, у меня есть команда, но то, что лицезрел, мне чрезвычайно понравилось. В мире неограниченное количество юных профессиональных гитаристов. И это приятно обдумывать.
Анна Теплицкая